«Я не могу себе представить, как приблизительно выглядит святой Олимпий, но, напротив, очень живо представляю себе Обилича, Страхинича, Старину Новика, Пивлянину Баю» (легендарный сербский народный герой. - П. М.), -писал сербский поэт и художник эпохи романтизма Джуро Якшич. Так сербские романтики относились к славному прошлому своего народа, народным песням и героям, в них воспетым. И характерно: в сербской живописи никогда не было столько новых, оригинальных и национальных тем, как в эпоху романтизма.
Это не значит, однако, что сербская живопись в прошлом не имела ещё более значительных достижений, чем во времена романтизма. В истории сербского искусства живопись всегда занимала первое место. Сербские фрески представляют, по общей оценке, одно из самых значительных достижений средневековой Европы. По своему значению они далеко превзошли византийскую живопись и её последователей на Сицилии; они твёрдо стоят на родной земле и имеют яркую национальную окраску, которая выражается в богатстве портрета и изображения современных событий. Сербские художники XIII века, по мнению известного русского византолога Н. Л. Окунева, поднимаются «до такой оригинальности, такого понимания задач монументального церковного искусства, до такой силы и мастерства в изображении, что могут быть с полным правом поставлены в ряд самых лучших мастеров мирового искусства».
Традиции сербской живописи унаследовали и сербские живописцы реалистического направления последней четверти XIX века. Их интерес обращен к современной им действительности. В их произведениях мы прежде всего видим сцены повседневной жизни - крестьян, пастухов, детей, поля, сёла и города. Наиболее крупный представитель реализма - Джордж Кретич. Его «Анатом» - шедевр реалистической школы и одно из самых интересных и значительных произведений новой сербской живописи. Известны также его картины из народной жизни: «У источника», «Под яблоней» и «Разлука».
Совсем другого направления художник Урош Предич. Он, как и великие русские художники прошлого столетия, изображает на своих полотнах тяжёлые страницы из жизни своего народа («Беженцы из Герцеговины») и благородных, тихих, кротких, бесхитростных людей своей среды («Маленький библиотекарь», «Прилежные ручонки»).
Его современник Пая Еванович прославился произведениями, рисующими национальные черты жизни («Фехтованье», «Предатель», «Игра мечами», «Убор невесты», «Бой петухов», «Переселение сербов»). Он выставлялся в Париже, Вене и Лондоне с огромным успехом. Насколько Пая Еванович был увлечён изучением национальных черт в жизни страны, доказывает его путешествие на Кавказ -место рождения национальных костюмов и песен сербского и македонского народов и мусульман, проживающих в Югославии. Блестящие качества живописи древних столетий унаследовали и современные мастера Югославии. Современные художники Югославии учились у Ван-Гога и Сезанн и на выставках в Париже занимали почётное место. Между ними находится Петар Добрович, известный своими композициями, натюрмортами, обнажёнными фигурами и портретами. Изысканным колористом в югославской живописи считается Мило Милунович (пейзаж).
В галерею прославленных югославских скульпторов необходимо включить Тома Роксандича, Сретена Стояновича и Ристу Стиевича. Тома Роксандич с одинаковым мастерством работает с ониксом и мрамором, ореховым деревом и бронзой; он одинаково смел и оригинален, когда создаёт маленькую статуэтку и огромную фигуру, бюст и рельеф. Сретен Стоянович особенно динамичен и силён в дереве. Его скульптура «На всех парусах» представляет особую ценность по силе исполнения и по воплощению вдохновения.
Природные красоты страны отразил в своих работах Любомир Иванович. Он рисует почти исключительно карандашом и углем. Его «Югославские пейзажи» полны подлинной старинной красоты. Они изображают характерные виды Югославии.
После окончания великой народно-освободительной борьбы югославские художники снова вернулись к своей работе. Они рисуют картины и этюды, посвященные недавним военным дням. Среди художников особенно выделяются Джордж Андреевич-Кун, Николай Пирнат («На дот!» и «Колонна в снегу»), Мариян Детони, Ваня Радауш, Джюро Пиляк.
В новой, республиканской Югославии после войны уже было открыто восемь больших выставок живописи. По произведениям, представленным на этих выставках, видно, что сейчас наметилось новое направление в югославской живописи - художественный реализм, который отражает современную югославскую действительность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.