Май
Двадцать первого мая 1947 года исполнилось десять лет с того для, как тяжёлый самолёт Водопьянова высадил на станции «Северный полю» - дрейфующей льдине - героическую четвёрку: И. Д. Папанина, гидробиолога П. П. Ширшова, магнитолога Е. К. Фёдорова и радиста 8. Т. Кренкеля.
Длительность пребывания людей в этом негостеприимном месте - на Северном полюсе - до тех пор не превышала 30 часов. Роберт Пири в 1909 году, после двадцатилетней подготовки достигнув на санах и собаках Северного полюса, быстро двинулся на ют. В 1926 году Берд долетел до Северного полюса на самолете. Амундсен с Нобиле в тот асе год пролетели над полюсом на дирижабле по пути из Шпицбергена на Аляску. В 1928 году дирижабль «Италия» под командой Нобиле пролетел над полюсом и погиб па обратном пути у Шпицбергена.
Всё это было скорее рекордами, чем научной работой, и полюс по - прежнему хранил много тайн, интересовавших метеорологов, океанографов, биологов, геофизиков.
Отважные советские исследователи были призваны «обжить» Северный полюс, провести в районе самой непосредственной близости к нему ряд важнейших наблюдений.
До советской экспедиции способ быстрого достижения Северного полюса продолжал оставаться предметом споров: одни исследователи Арктики считали, что лучше всего идти санной экспедицией, другие разрабатывали проекты путешествия на специальной подводной лодке, третьи рассчитывали, что надёжнее всего отправиться на дирижабле, способном останавливаться в воздухе для спуска людей и грузов по лестнице. Были разные варианты и достижения полюса на самолётах. Большинство утверждало, что парашют - наиболее подходящий способ высадки.
То, что удалось сделать Водопьянову, Молокову, Алексееву и Мазуруку, доказало полную возможность превращения отдельных льдин в аэродром для тяжёлых самолётов. Это имен большое и научное и практическое значение.
Экспедиция па Северный полюс прежде всего дала возможность получить полное представление о характере льдов в центральной части Арктики. Замечательные наблюдения в самых разных областях провела полярная экспедиция Нансена на «Фраме» (1893 - 1896 годы). Но Нансен достиг только 85° 57' северной широты. Советские исследователи вели свои наблюдения на самом Северном полюсе, то есть в той точке земного шара, широта которой равна 90°.
Материалы, собранные папанинцами на их ледяном корабле, совершенно по - новому осветили природу Северного Ледовитого океана. Метеорологические, гидрологические, гидрохимические, астрономические, геомагнитные и гравитационные наблюдения, произведённые отважной четвёркой, имеют громадную научную ценность.
Благодаря дрейфующей станции «Северный полюс» удалось организовать трансарктические перелёты через Северный полюс из Москвы в Северную Америку. Самолет Чкалова через 63 1/2 часа после вылета из Москвы приземлился вблизи Портланда. Громов тем же путём достиг Америки и побил мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по прямой.
Нелегко жилось и работалось героической четвёрке на льдине! Только тщательная подготовка экспедиции и оснащение её отличными приборами, особая забота об экспедиции правительства и лично товарища Сталина позволили папанинцам справиться с их задачей.
На Северном полюсе исследователи попали в совсем не обычную обстановку. Там нет местного времени, потому что в этой точке пересекаются все меридианы. Нет там ни востока, ни запада, ни севера - наблюдатель всегда обращен к югу, и дует там единственный ветер - южный. Для ориентировки папанинцы создали искусственные страны горизонта, выбрав за исходное направление гринвичский меридиан.
День 21 мая 1937 года - самая блестящая страница в истории полярных исследований, открывшая новую эпоху в познании Северного полюса, в попытках приблизиться в которому нашло гибель такое множество отважных людей.
Не раз и советские герои Северного полюса смотрели в глаза смерти, по их всегда поддерживала уверенность в том, что в критическую минуту Родина придёт им на помощь.
В старом энциклопедическом словаре есть пять скупых строк: «Ползунов (Иван Иванович) - русский механик - построил первую паровую машину в России, действовавшую в 1766 г. на Барнаульском заводе. Модель её хранится в Барнаульском горном музее...» Вот и всё, что составители словаря сочли тогда нужным сказать о Ползунове.
Между тем Ползунов - гениальный русский теплотехник, впервые в мире поставивший и решивший сложнейшую задачу механического привода от «огнедействующей машины» не для какой - либо одной цели, а для механизации всего производственного процесса на заводе. Чудом техники того далёкого времени является и сама машина, построенная Иваном Ивановичем Ползуновым.
Он родился на Урале, в семье солдата так называемой «горной роты». Эти солдаты спою тяжкую службу проходили на казённых заводах Урала. Отец И. И. Ползунова работал в Екатеринбурге (ныне Свердловск) на железоделательном заводе. Как все «солдатские дети» на Урале, Ползунов должен был обучаться в специальной школе, чтобы в дальнейшем стать квалифицированным рабочим. Уже двенадцати лет он начал работать «механическим учеником», одновременно продолжая и теоретическое обучение после долгих часов мучительной для ребёнка работы у заводских машин.
Дорого обошлись Ползунову эти годы, проведённые в ядовитой атмосфере цехов, где плавились медь, серебро, золото. Семнадцати лет он получил звание мастера - «шихтенрейбера» и был отправлен на Барнаульские заводы. Оттуда Ползунов попал на мощные по тогдашнему времени Колывано - Воскресенские заводы. Забытые теперь разведчики подземных богатств обнаружили на Алтае неисчислимые запасы драгоценных металлов, и, чтобы наладить производство, туда были направлены лучшие мастера во главе с И. И. Ползуновым.
Заводы времён Ползунова применяли машины, главным образом водяные колёса, только для подъёма воды. В России в тех местах, где нельзя было построить водяного колеса, использующего энергию падающей воды, сооружение заводов было немыслимо. Ползунов видел немало богатейших месторождений, остававшихся неразработанными из - за отсутствия по соседству реки, озера. Ему пришла в голову смелая мысль - создать такую машину, которая могла бы действовать в любом месте и выполнять любую механическую работу. Нам, живущим в век механизации труда, кажется удивительным, что люди сразу не догадались заставить машину выполнять всю работу на заводе. Но гениальное очень часто представляется простым, и нужен был гений И. И. Ползунова, чтобы представить себе и разработать схему механизации различных заводских работ двести лет назад. Настоящих паровых машин тогда ещё не существовало, но уже были так называемые атмосферные машины, в которых пар служил только для создания под поршнем разрежения, а рабочий ход поршня происходил под влиянием тяжести самого атмосферного воздуха.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.