Есть много случаев, когда искусственное освещение делается настоящей проблемой: в шахтах, где может появиться взрывчатый газ, в рабочих помещениях, где искра способна вызвать воспламенение горючих паров, пыли. Для этих целей создаётся сложная система освещения с бронированной проводкой, с особыми арматурами. Теперь наметился новый способ, при помощи которого можно освещать любые помещения, не опасаясь, что огонь явится причиной катастрофы: свет даётся составами, содержащими радиоактивные вещества.
Разработка подобных светосоставов была начата светотехнической лабораторией Всесоюзного электротехнического института ещё до войны. За прошедшие о тех пор годы метод «безлампового» освещения значительно усовершенствовался. Под руководством лауреата Сталинской премии профессора С. О. Майзеля светотехническая лаборатория ВЭИ решила много сложных проблем, связанных с применением светосоставов. Два - три года жилая комната или служебное помещение могут теперь освещаться «вечным» светильником, который не требует ни пополнения горючего, ни зажигания: светятся части стен, некоторые предметы, специальные приборы, покрытые светосоставом постоянного действия. Правда, такие светильники нельзя погасить, дунув на них или повернув выключатель; их приходится закрывать шторами, колпаками.
Красками со светящимися составами очень удобно пользоваться, проектируя различные архитектурные сооружения. Нанося светящиеся слои в том или другом месте макета, архитектор видит, как будет выглядеть тот или другой угол помещения при нормальном или усиленном освещении, где надо поместить источники света, чтобы получить наилучший световой эффект, гармонирующий с архитектурными особенностями здания, подчёркивающий их достоинства.
Кроме светосоставов постоянного действия сейчас всё более важную роль начинают играть составы, светящиеся лишь сравнительно короткий срок после «зарядки» их ультрафиолетовыми лучами ртутных ламп или дневного света. При наличии постороннего источника световых лучей эти составы светятся непрерывно.
Подобные составы нашли широкое применение в технике, всё чаще можно увидеть создаваемые ими эффекты на сцене, начинают прибегать к ним и некоторые художники. Картины, написанные при помощи светосоставов и освещенные ультрафиолетовыми лучами, дают возможность придавать изображаемому особую выразительность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.