Пути двоих

Л Хват| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Да разве позволяет... здоровье твоё? - запнулся Камышев.

- А это?! - энергично взмахнул здоровой рукой Николай Евгеньевич. - Я и правой уже немного владею... А того, чему меня здесь обучили, не забыл...

И столько искреннего, горячего желания вернуться к любимому труду выражалось в чертах его лица, в жестах и словах, что Павел Александрович не решился препятствовать.

Так Николай Кадемин возвратился в цех мерительных инструментов старшим мастером отделения сборных калибров и шаблонов, где точность вырабатываемых изделий исчисляется тысячными долями миллиметра. Его окружают давнишние друзья, учителя и ученики. Он руководит отделением, но когда приходит заказ на изготовление детали особенно сложных профилей, старший мастер, тоскуя по самостоя - трльному творческому труду, лично принимается за обработку.

Вот он всматривается в окуляр шлифовально - копировального станка, проверяя точность изделия. «Есть контакт!» - с улыбкой говорит он по давней привычке аэроклубного пилота.

На превосходных станках, действуя почти исключительно левой рукой, он за несколько часов может изготовить шаблон, на который в молодые годы Павла Александровича требовалось затратить две недели напряжённого ручного труда. Сам Николай Кадемин обучает двух новичков и, как в своё время Евгений Горбунов, замечает, что скоро может быть превзойдён более молодыми. И это радует его, как всякого учителя, любящего своё дело...

Русская любознательность

В первые дни знакомства с Горьковским автозаводом Владимир Душеин чувствовал себя несколько растерянным. Ничего подобного ему не приходилось ещё видеть. Если бы он попал сюда прямо из родной деревни, из глуши ветлужских лесов, эту растерянность нетрудно было бы объяснить. Однако Душеин, служивший в инженерных войсках, во время войны побывал заграницей, прошёл по Германии до самого Берлина и дальше на запад. И тем не менее теперь здесь, на ГАЗ, он увидел производственные корпуса побольше, чем самый крупный заграничный завод, на котором ему довелось побывать. На одной лишь половине такого цеха могла бы, пожалуй, разместиться вся его костромская деревня Лукино.

Как завороженный стоял Душеин у края главного конвейера, где одна за другой по отлогому помосту съезжали новые автомашины. Тут он узнал, что это далеко не предел, что в 1950 году завод будет выпускать каждые пятьдесят восемь секунд грузовик, каждые шесть с половиной минут - легковой автомобиль «Победа». ГАЗ станет самым мощным> автомобильным предприятием в Европе. Вот на каком заводе, в каком коллективе предстоит ему работать!

Размышляя о новой для него профессии слесаря, Душеин испытывал смущение: досаждало сознание неуверенности в своих силах. Казалось бы, ему ли, боевому солдату, теряться и робеть! И всё же Владимир Душеин по пути в ремонтно - механический цех, куда его приняли учеником слесаря, чувствовал себя так, словно собирался окунуться в студёную воду... Подле Душеина, весело беседуя, шли его будущие товарищи по цеху; он видел среди них немало людей помоложе себя, недавних воспитанников школ ФЗО, и втайне завидовал их беспечному настроению. А они не замечали озабоченности спутника и не подозревали, что у него на груди под рабочей курткой блестит Золотая звезда Героя Советского Союза...

- Добро пожаловать! - встретил Душеина старший мастер и, уловив опытным глазом смущение новичка, приободрил:

- Вот увидишь, Владимир Васильевич, - месяца через два - три станешь работать самостоятельно... И у меня, помнится, в первые дни не всё ладилось, а потом попривык...

- Мы тебе объясним! Покажем, что к чему... - поддержали слесаря.

- А вот н ваш бригадир, товарищ Ибрагимов, - сказал старший мастер.

Душеин удивлённо глядел на бригадира и хмурил лоб; он готов был спорить, что встречал этого черноволосого молодого человека с тонкими чертами смугловатого лица. Но где?.. Ну, конечно: он видел его портрет в галерее лучших производственников, знатных стахановцев завода. Душеину стало приятно, что такой человек будет его непосредственным учителем. Он чувствовал, что в этой дружеской атмосфере его сомнения улетучиваются, а решимость овладеть специальностью крепнет. Ибрагимов проводил его к станку, и ученье началось...

Любознательность и настойчивость! Этих качеств Душеину не занимать. Как, бывало, влекло его к оружию, так теперь стремился костромич постигнуть устройство и принципы работы разнообразных станков; ему, не знавшему ранее простейших слесарных инструментов, пришлось познакомиться с ценнейшим оборудованием. Пытливый ум жадно впитывал основы технических знаний; он перенимал приёмы работы Ибрагимова, руки его приобретали навыки профессионального слесаря.

Но этим не ограничивались стремления Душеина. Образование - вот о чём он не переставал тосковать. Обнаружить свои желания Душеину помог секретарь цехового партийного бюро; в откровенной беседе с товарищами - коммунистами новый слесарь поделился:

- Не могу я примириться, что по культурному уровню отстаю от других... Любой юнец лучше моего образовав, больше знает...

В тот же вечер секретарь партбюро побывал у педагогов средней школы. Двое учителей вызвались обучать Душеина; составили учебную программу и начали заниматься с ним на дому.

Я встретил Владимира Васильевича почти через год после его приезда на Горьковский завод. Он склонился над токарным полуавтоматом - «буллардом»; на широком приветливом лице Душеина выступили капельки пота; занятый шабровкой и доводкой детали, он не замечал окружающих. Тем временем Ибрагимов рассказывал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены