Художник Роберт Черняк

опубликовано в номере №214, январь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

6 января 1932 г. умер активный сотрудник «Смены» Роберт Михайлович Черняк

Сын врача, интеллигент по происхождению, тов. Р. Черняк с первых шагов своей сознательной жизни принадлежит к той союзнической интеллигенции, которая всецело отдала себя служению революции, которая всюду и всегда борется в первых шеренгах пролетариата, рука об руку с партией.

Киев, Москва, Красная армия, «Пролетарская правда», «Комсомольская правда» - вот простейшая историко - географическая схема жизни и яркого творчества Черняка.

Проработав в качестве карикатуриста около пяти лет в Киеве, он в 1929 году приезжает в Москву. Здесь Р. Черняка ожидает самый блестящий прием со стороны центральной прессы. Во всех редакциях газет, начиная с «Нашей газеты» и кончая «Известиями», он чувствует себя общепризнанным и желанным боевым сотрудником.

С первых же шагов он занимает по праву одно из первых мест в ряду лучших карикатуристов красной столицы.

Неслучайно Р. Черняк связывается всерьез и надолго с «Комсомольской правдой». Необязательно было видеть, как неистовый Роба (так звали тов. Черняка в «К. П.») работает в редакции, как легко и в то же время напряженно бегает его карандаш по бумаге, как страстно встряхивает он своей несколько экзотической черной шевелюрой, как свирепо скрипит его перо с черной тушью, как буквально лихорадит его письменный стол... Достаточно вспомнить его рисунки, полные огня, искренности и молодого задора, чтобы понять, что т. Черняк был прежде всего художником молодежным, комсомольским по духу, по темпераменту.

Здесь, в «Комсомольской правде», он рос на дрожжах ее энтузиазм, рос не по дням, а по часам, рос в сторону политической заостренности, классовой нетерпимости, комсомольского энтузиазма. Сравните его последние рисунки в «К. П.» с его первыми московскими «дебютами», и вы увидите, как он, преодолевая в своем творчестве элементы незлобивого юмора, легкого «смехачества», все более твердо становится на путь подлинной большевистской сатиры, подымаясь в отдельных вещах до высот неподдельно революционного пафоса. Роберт Черняк неутомимо совершенствует свою технику, находит свой стиль. Несмотря на сравнительно короткий срок его работы в Москве (3 года), он уже оказывает значительное влияние на ряд начинающих карикатуристов.

Но Р. Червяк дорог нам не только как талантливый художник, автор огромного количества злободневных карикатур, как определенный тип боевого, оперативного работника газеты, но и как личность новой, советской формации.

Энтузиаст - общественник по нутру, он никогда не отрывался от общественной жизни. Он жил, дышал самыми широкими общественными интересами. Личное, узкопрофессиональное всегда стояло у него на втором плане. Свою жизнь и работу он расценивал исключительно в плане борьбы за воплощение социалистических идеалов.

Перед нами встает фигура т. Черняка, жадно проглатывающего все важнейшие статьи в прессе, постоянно посещающего диспуты, выставки, музеи, театры, книжные лавки. Он много читает, много думает, спорит, обсуждает. Он серьезно изучает Ленина. Проблема творческой перестройки для него боевая, насущная задача дня.

С некоторых пор ему не сидится в Москве, он хочет работать где - нибудь на большой новостройке. Наконец, наступает желанный день. Он уезжает в командировку с вагоном - редакцией «К. П.» на Уралмедьстрой. Там, на Урале он жадно изучает новую обстановку, новых людей. Р. Черняк много рисует.

Обратный путь. У художника толстая папка эскизов, этюдов, набросков и... температура 40°. Тяжелый недуг пригвождает тов. Черника к постели.

Больной художник восторженно рассказывает нам, его друзьям и товарищам по работе, обо всем, что он увидел нового. Он высмеивает тех, кто ищет «свежих» впечатлений в поездках за границу, он бичует журналистов, художников, которые замыкаются в четырех стенах редакции, между тем как вокруг бешено кипит жизнь, новая жизнь колоссальной страны, строящей социализм. Роберт Черняк строит план новых поездок по выздоровлении - в Донбасс, на ХТЗ и т. д.

Увы! Этим планам не суждено сбыться. Болезнь сковывается весьма серьезной. Жизнерадостный энтузиаст - художник прикован к больничной койке...

Р. Черняк, врач по образованию, сознает всю серьезность своего положения, однако он не предается «жалостным мыслям». Он по - прежнему духовно бодр.

В лице Р. Черняка наша пресса потеряла крупнейшую боевую единицу. Что утешает нас в этой тяжкой потере?

Молодое, расцветающее художкоровское движение, которое даст нам достойную смену!

Рисунки т. Черняка должны быть собраны и изданы альбомом.

Это будет актом увековечения памяти талантливейшего молодого карикатуриста и вместе с тем живым, «наглядным пособием» для растущей новой поросли комсомольских политических художников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хороше начало

О книжке «В. И. Ленин и шахматы», М. С. Когана. ОГИЗ, «Физкультура и туризм», 1932 г., стр. 48, цена 25 коп.)