Марксистско-Ленинское воспитание - ударнику, призванному в литературу

опубликовано в номере №214, январь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Призыв ударников в литературу - одно из ярчайших выражений культурной революции нашего громадного продвижения вперед, политического и культурного роста рабочих масс. В рядах РАПП - новое, рабочее пополнение. Перед РАПП партия поставила крупнейшие задачи - боевой перестройки своей работы, преодоления отставания; «предъявлен социалистический счет - повернуться лицом к важнейшим проблемам нашего строительства» (Л. Мехлис, «Правда», 27/XI 1931 г.). Претворение лозунга партии «За Магнитострои литературы» - основная задача РАПП. И мобилизуя всю РАПП на выполнение этого лозунга, «надо поднять на высшую ступень идейно - воспитательную работу с ударниками, призванными в литературу» (Л. Мехлис).

Включение по - настоящему в революционную практику рабочего класса, овладение марксизмом - ленинизмом, диалектико-материалистическим методом в литературе, развертывание творческого соревнования - вот пути ударника, призванного в литературу. Задачи эти поистине огромны, и нужно по - боевому взяться за эту работу.

Борьба за пролетарское мировоззрение, за активное участие в выполнении лозунга партии «За Магнитострои литературы» будет проходить под знаком овладения диалектико-материалистическим методом. Участие в творческой дискуссии, критическое изучение творческого метода лучших пролетарских писателей, наиболее близко подходящих к овладению методом диалектического материализма (так же, как и критическое овладение культурным наследством прошлого), - вот пути ударников, призванных в литературу. Нужно как можно шире и глубже показать творческий опыт М. Горького, А. Серафимовича, Д. Фурманова, Ф. Панферова, В. Ставского, В. Маяковского, Д. Бедного, Ал. Безымепского и др. Вскрыть положительное и отрицательное в их работе.

Здесь опаснее всего было бы некритическое усваивание творчества того или иного писателя (ударник, беря, скажем, положительные моменты в творчестве Д. Бедного, Маяковского, должен преодолеть недостатки метода этих писателей) или канонизация творчества отдельных писателей. «Правда» в статьях тт. Василь - конского и Мехлиса жестоко раскритиковала ошибочный и глубоко неверный лозунг «одемьянивания». Почему это было сделано? Разве в творчестве Д. Бедного, боевого поэта рабочего класса, мало положительных моментов? Безусловно много, но лозунг «одемьянивания» был препятствием на пути развития, творческого роста пролетарской литературы, препятствием на пути овладения диалектическим методом. Д. Бедный объявлялся образцом художника, целиком овладевшего диалектическим методом, а между тем в его творчестве немало отклонений от метода диалектического материализма не только в «Слезай с печки», «Без пощады», но и в более ранних произведениях Кроме того ведь есть и ряд других пролетарских писателей, положительный опыт которых мы обязаны использовать.

Канонизация творческого метода, опыта того или иного писателя или даже целой творческой группы может сейчас лишь мешать развертыванию творческой дискуссии. Как до сих пор была поставлена учеба ударника, как передавали ему опыт лучших пролетписателей? Внутри РАПП, в ассоциациях, литкружках обращали (и еще продолжают обращать) чрезвычайно мало внимания на творческую учебу. Вместо создания условий для творчества ударника в ассоциациях зачастую перегружают организационной работой.

Здесь бесспорно сыграл отрицательную роль тезис о том, что ударник, призванный в литературу, уже стал центральной фигурой про лет литературного движения. Раз ударник уже стал центральной фигурой пролетлитературного движения, значит не стоит вопрос об его (ударника) учебе, передаче ему творческого опыта старшего по - каления пролетписателей и т. д.

Вредную роль играет также захваливание, рекламирование.

Примеров здесь можно было бы привести много. «Литгазета» дала недавно сводочку того, над чем будут работать писатели и поэты в 1932 году. Газета поместила интервью с тт. Багрицким, Асеевым и т. д. и тут же тт. Гутерманом, Плакидиным и др. ударниками, напечатавшими одно - два стихотворения, один - два очерка. Здесь «Литгазета» исходила, очевидно, из тезиса о «центральной фигуре».

Мы должны указать на ленинградскую «Литературную студию «Резца», которой принадлежит пальма первенства в деле дезориентации начинающих писателей. За несколько лет эта студия умудрилась издать ряд вреднейших формалистических и эклектических руководств. Укажем на книгу Друзина «Стиль современной литературы», на книги Крайского, на сборник статей Поступальского, Друзина, Штейнмана и др. - «Молодая поэзия», представляющий собой пропаганду эпигонства у конструктивистов и акмеистов, и ряд других книг. В свете письма тов. Сталина в ред. журнала «Пролетарская революция», письма, мобилизовавшего бдительность партии и всего рабочего класса на борьбу со всякими буржуазными теориями, с гнилой либеральной терпимостью к протаскиванию контрреволюционных извращений марксизма - ленинизма, работа «Литстудии» приобретает особый смысл. Работа «Литстудии «Резца» - ярчайший образец гнилого либерализма за счет кровных интересов марксизма - ленинизма. Нужно отчетливо усвоить, что «без непримиримой борьбы с буржуазными теориями на базе марксистско-ленинской теории невозможно добиться полной победы над классовыми врагами» (Сталин).

Хорошо задуманное дело - издание книжек о творческом опыте лучших пролетписателей издательством «Молодая гвардия» - начато не совсем удачно. Издательство не дало критических, обобщающих опыт писателей предисловий, чем значительно снизило практическое значение книжек.

Огромную роль в деле марксистско-ленинского воспитания ударника, призванного в литературу, должны сыграть также кабинеты ударника, которые развернуты и развертываются при клубе ФОСП, ГИХЛЕ, издательстве «Молодая гвардия», Профиздате ВЦСПС и т. д.

Надо шире поставить передачу творческого опыта старшего поколения пролетписателей рапповскому молодняку. Инициативу редакции «Октября», организовавшей для студентов РИИН, уезжающих на практику, доклады тт. Панферова, Ильенкова, Исбаха, Безыменского об их творческом опыте, надо поддержать. Необходимо перенести доклады писателей в кабинеты ударника, на литкружки, ставить там обсуждение этих докладов.

Мы считаем, что проверка того, как поставлена учеба ударников, призванных в литературу, критическая оценка того, что в этой области сделано, имеет непосредственное отношение к творческому смотру молодежной литературы. Этим вопросам должно быть уделено внимание РАПП, внимание комсомольских организаций, рапповских и комсомольских журналов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Художник Роберт Черняк

6 января 1932 г. умер активный сотрудник «Смены» Роберт Михайлович Черняк