В «Парусе» Горьким было намечено издание 200 - 300 лучших книг для детей - сказки, стихи, научно-популярные книги, исторические романы. «И рисунки в детских книгах, - говорил Горький, - должны быть высочайшего качества, не каракули каких-нибудь Табуриных, а Репин, Добужинский, Замирайло, - лучшие художники страны». Горький великолепно знал «не только парадные комнаты детской словесности, - пишет К. Чуковский, - но все её чердаки и подвалы... французская литература для детей была столь же досконально известна ему, как и чешская, и американо-английская. - Нужно, - говорил он, - перевести такие-то и такие книги (и улыбался приветливо по адресу этих замечательных книг), а я, - пишет далее Чуковский, - к стыду своему, даже их заглавий никогда не слыхал, хотя и занимался детской литературой всю жизнь».
«С помощью лучших современных писателей, - писал Горький Ромен Роллану, - я хотел бы создать целый ряд книг для детей, содержащих биографии великих людей всего мира». Ролла на он просил написать биографию Бетховена, а Уэльса - биографию Эдисона. Фритиоф Нансен писал для него «Жизнь Христофора Колумба», а еврейский поэт Бялик - «Жизнь Моисея».
В 1918 году Горький возглавил организованное им издательство «Всемирная литература», целью которого было дать в русских переводах все наиболее значительные памятники литературы всех народов и всех веков. Горький в предисловии к каталогу издательства с гордостью называл его «первым и единственным в Европе», отмечая, что «честь осуществления этого предприятия принадлежит творческим силам русской революции».
Неутомимому «делателю книги», Горькому, принадлежит инициатива ряда изданий: «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «Жизнь замечательных людей» и другие. Он принимал ближайшее участие в разработке планов Госиздата и «Academia». Иногда он настойчиво предлагал писателю разработать ту или иную тему. Заботясь о многотысячных тиражах произведений классиков, Горький никогда не забывал и уделял массу времени начинающим писателям. Он внимательно прочитывал книги и рукописи начинающих, писал им письма (великое множество писем!), в которых неустанно повторял:
«Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьёзные книги».
«Читайте больше... это познакомит с грандиозной работой мировой человеческой мысли и приведёт вашу душу в порядок».
«Вам необходимо знание техники, техники, техники! Изучайте стариков: Гоголя, Толстого, Лескова, Чехова, Бунина, - умейте понять, чем они сильны, в чём обаяние их искусства. Изучить. понять - это значит вооружиться для хорошей работы».
Не ограничиваясь общими указаниями «а необходимость ученья, он нередко намечал в письмах к начинающим обширную программу чтения. Например, в одном из писем к Павлу Максимову Горький перечисляет книги, которые настоятельно рекомендует ему прочитать: «... Бальзака, Флобера, Мопассана, это обязательно, как евангелие. Из старых русских писателей очень советую прочесть внимательно - Лескова, Слепцова и Помяловского. Лескова - особенно. И было бы хорошо, если бы вы, прочитав диккенсовы «Записки Пиквиккского клуба», сейчас же вслед за этим перечитали «Мёртвые души» Гоголя». По всемирной истории Горький советовал читать Вебера: «Читайте его том за томом, а вместе с ним - древних писателей - Геродота, Тацита, Фукидида и новых - Момзена «Историю Рима», Белоха «Историю Греции», Ренина «История израильского народа». А по всемирной географии возьмите Элизе Реклю... Если попадётся вам в руки книга Афанасьевн «Поэтические воззрения славян на природу» - хватайте и читайте внимательно. Необходимо - до истории взять Тэйлора «Первобытная культура», не найдёте Тэйлора, возьмите Липперта, тоже «История культуры». А чтобы все эти фундаментальные книги не отпугнули юношу, Горький пишет ему: «Предпочитайте толстую книгу тонкой» - и шутливо спрашивает: «Много?» - и сам же отвечает: «Мало, сударь мой! То ли ещё будет! Хорошо бы язык какой-нибудь изучить вам... немецкий, французский... того лучше оба-два...»
«Я сам всё ещё ученик, - писал Горький в 1928 году, - и таковым пробуду до конца дней моих, ибо познанье есть наслаждение»; а в письме к Михаилу Пришвину добавлял: «Учусь и по сей день и не только у вас, законченного мастера, но даже у литераторов моложе меня лет на 35, у тех, которые только что начали работать, чьи дарования ещё не в ладах с уменьем, но голоса звучат по-новому сильно и свежо»... «Человеку учиться естественно и приятно».
Великий писатель призывал «молодых соратников» своих «учиться, как можно больше учиться, узнавать свою страну, где, что в ней, в чём она нуждается, знать её прошлое, настоящее и будущее, чтобы иметь представление о том, как и что нужно делать для будущего».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.