С каждым годом жизнь вузов становится все более урегулированной. Совсем еще недавно мы имели вузы по преимуществу двух типов: либо переполненные студентами, как говорится, до отказу, либо совершенно пустующие, лишенные сколько - нибудь необходимого материального оборудования, педагогического персонала и пр.
«Что ни город, то норов» - говорит народная пословица. Было время, когда эта поговорка звучала по - иному, по - современному: «что ни город, то вуз»... Было одно высшее учебное заведение, в котором был полный набор преподавателей и...
1 студент.
А с другой стороны... с другой стороны, кому же незнаком тип вечно лихорадящего студента, месяцами дожидающегося очереди в «анатомке»,
в виду недостатка трупов, столов, стульев и еще многого другого? А. В. Луначарский делился своими впечатлениями, вынесенными в результате посещения Казанского университета. Он посетил последний курс медфака и убедился в его чрезмерной перегрузке: пропускная его способность -
125 студентов максимум. В там работали... 450 студентов.
Но... так было еще недавно, теперь не то... Право же, это основное в современной жизни вузом: переход к плановости, поддержка сколько - нибудь жизнеспособных вузов, но не погоня за количеством - в ущерб качеству, обеспечение студенту известных, пусть еще несовершенных, во уже сносных, приближающихся к норме, условий одоления учебы.
Мы еще не точно знаем, сколько нужно будет в ближайшие годы иметь специалистов в разных отраслях народного хозяйства. Мы включаем вузы в общую систему индустриализации Одно время вузы и особенно втузы не знали, кого им следует готовить: спецов с узкопрактическим уклоном или широко образованных специалистов? На кого «ориентироваться» - на Америку, где в вузах преобладает узкий спец, или на Германию, где инженер получает широкое обще - техническое образование? Мы нашли выход из положения, пойдя своим путем. Мы отбросили крайности, мы выдвинули во главу угла связь вузов с реконструкцией народного хозяйства. Особенное внимание уделено в программе наших вузов летней производственное практике студентов. В 1926 г. вузами РСФСР было использовано до 35 тыс. мест производственной практики. По сравнению с 1926 годом, число мест удвоились. Но даже и в этом случае не все студенты могли пройти практику. Учащиеся индустриально - технических вузов, нуждающиеся в прохождении практики, были удовлетворены лишь на 68 процентов, художественных - на 79, медицинских - на 25, и т. д.
С каждым годом учеба в вузах становится все более доброкачественной - 810 самое главное.
И первые годы революции приходилось думать не столько о поднятии качества учебы, сколько вообще о проникновение в высшую школу и хотя бы о частичном изменении социального состава студенчества. Теперь положение изменилось коренным образом. Вузы уже могут и должны дать хорошую продукцию. От системы ускоренных выпусков, т.е. выпусков недообученных до конца, полу - специалистов, мы можем смело отказаться. Тем самым вузы открывают новую страницу своего развития, Вузы не забывают, что индустриализация страны зависит, в частности, от степени подготовки технического персонала. Вполне понятно, что, имея такую цель перед собой, мы должны были отказаться от системы разверсток и командировок при комплектовании вузов, сохранив ее в виде исключения только для окончивших рафбаки и представителей отсталых национальностей.
Наплыв чающих попасть в вузы настолько велик, что только малая часть на кандидатов имеет возможность осуществить заветную мечту.
Необходимость отбора сама по себе еще не говорит в пользу вступительных испытаний или, выражаясь по - старому, экзаменов. В данном случае опять - таки на первый план надо выдвинуть отбор вполне подготовленных к работе в вузах (но, конечно, не в ущерб социальному составу вузов), т.е. качественный отбор. Экзамены - не идеальное средство испытаний, даже совсем не идеальное. Но как обойтись без экзаменов при зачислении в вуз и в дальнейшей учебе? Советская мысль сейчас интенсивно работают над проверкой педагогических методов в вузах.
Высшая школа заменяет постепенно чисто - лекционный метод (пассивное восприятие лекции студентом) активными методами (семинарии, кружки, лабораторный план и т. д.).
Некоторые профессора проделали небезынтересный опыт экзаменов с книгой. Это значит, что студент, получая задание, может пользоваться книгой и не обязан во всем полагаться на память. Таком метод излечит школу от таких нечистоплотных приемов «сдачи зачетов», как ответ по шпаргалке или запрятанной под парту книге. Но такие «экзамены» представляют пока только опыт - не более. Сдать экзамен «нахрапом», «на ура» считалось шиком особого рода у старого студенчества. Найдутся такие любители легкой наживы и в современном составе вузов, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Студент теперь стал серьезнее. Глубже вникает в суть научаемых дисциплин: он, наконец, больше подготовлен к усвоению курса, нежели раньше, в голодные годы. И если студент и теперь подчас хромает, то ведь на то имеются основательные объективные причины, несколько строк на письма одного студента, горячо откликнувшегося на тему о сдаче экзаменов сна ура» (об этом пресса толковала неоднократно): «Зайдите в приемники Главпрофобра и посмотрите, как там живут те, которые за тысячу верст «на ура» приехали в Москву. Поговорите с ними. Зайдите на Гальяновскую, № 3, разденьтесь и ложитесь без одеяла спать»... «Не успели приехать в Москву для поступления в вузы, как с вокзала пришлось многим бежать искать заработка»...
В жизни вузов свет в тени образуют известное сочетание, Материальная неблагоустроенность многих студенческих кадров - теневая сторона. Но вспомним, каково было положение студенчества в прежние годы? Оно было хуже, нежели теперь. Социальный состав студенчества был хуже, размер стипендии ниже, качество учебы было из рук вон плохо. Мы растем по восходящей кривой. А в этом суть.
Учащиеся вузов РСФСР распределялись по социальному составу (до нового приема) следующим образом: рабочих 24,4%, крестьян 25,9%, служащих и интеллигенции 46,6%, ремесленников 1,1%, нетрудового элемента 1,8%, прочих 0,2%. Прием 1926 года, несмотря на отмену разверсток, еще более улучшил социальный состав вузов, о чем говорят данные приема: рабочих 28,7%, крестьян - 22,2%, служащих и интеллигенции 45,5%, ремесленников - 2.7%, нетрудового элемента - 0,1% и прочих - 0,8%. Последний прием, без всякого сомнения, повлиял на улучшение социального состава вузов в этом же направлении. Рабоче - крестьянская молодежь овладела подступами к вузам и самими вузами...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.