Статья для «Смены» начальника воздушных сил РККА СССР тов, Баранова
Одним из наиболее увлекательных видов воздушного спорта несомненно является планеризм. Поэтому нет ничего удивительного, что молодежь с живым, неослабеваемым интересом относится к этому делу.
Планеризм в нашей стране имеет небольшую историю. Вскоре после гражданской войны возникло несколько планерных кружков, и из них самым значительным был кружок парящего полета в Москве.
С возникновением Общества Друзей Воздушного Флота планерный спорт получил довольно широкое развитие.
В 1923 году состоялись первые планерные испытания в Крыму, поблизости от Коктебеля. На них участвовало только 9 планеров и много молодежи, которая о горячей любовью занималась этим делом.
Первые всесоюзные планерные испытания как бы оформили планерный спорт и дали толчок к развитию планеризма.
На вторых планерных испытаниях осенью 1924 года, также в Крыму, принимало участие около 50 планеров, и, наконец, третьи планерные испытания, состоявшиеся осенью 1925 года, привлекли еще больший интерес и такое же количество планеров.
Если на первые планерные испытания нам удалось собрать всего 9 планеров, то на вторые и третьи нам приходилось допускать лишь часть
планеров, годных к испытаниям. Молодежь после первых планерных испытаний энергично принялась за дело, и постройка планеров имела место во всех уголках нашего огромного Союза. Накануне третьих планерных испытаний 5 наших советских планеров с большим успехом участвовали на Рейнских планерных состязаниях в Германии, где получили ряд призов за высокие достижения.
Само собою понятно, что скромные результаты первых планерных испытаний (там была установлена максимальная продолжительность полета 1 ч. 6 м.) на третьих превзойдены. Так, например, на планере КЛИР была установлена продолжительность полета без спуска в течение 9 ч. 45 м., а на двухместном планере «Нижегородец» летчик Юнгмейстер установил мировой рекорд с пассажиром дальностью 10 км. и высотою 340 метр.
На - днях только что закончились четвертью планерные испытания, устроенные также в Крыму в районе Коктебеля. Последние планерные испытания привлекли около сотни участников, в подавляющем большинстве из рабочей и крестьянской молодежи. Правда, планерные испытания нынешнего года проходили в очень неблагоприятных условиях: почти за 2 недели не было ни одного хорошего по условиям погоды дня, когда бы можно было производить рекордные полеты. Но, тем не менее, испытания представляли огромный интерес.
Основное их отличие заключается в. том, что на этих испытаниях из 18 планеров значительное большинство планеров было ученических, приспособленных для значительно менее опасного скользящего планирования, а не парящего полета. Это позволило молодежи, не имеющей лётного опыта, совершить около тысячи ученических полетов и, таким образом, приобрести вкус и любовь к полету. В частности, последние планерные испытания принесли огромную пользу Московской планеркой станции Эта станция уже в 1927 году выпустила 11 учеников из числа рабочей молодежи. Сейчас эта молодежь получила дальнейшую закалку и квалификацию на планерных испытаниях.
Но польза планерных испытаний, конечно, значительно большая и не ограничивается вовлечением в это дело только московской молодежи. Прошлые планерные испытания в качестве пилотов на планерах привлекали почти исключительно военных и гражданских летчиков. Рекордные парящие полеты по своей трудности мало доступны не только для новичка в полетном деле, но даже и для малоопытного летчика. Даже искусному летчику с большим трудом удается справиться с их строгими требованиями. На испытаниях такого рода мы потеряли трех отличных летчиков: Клементьева, Рудзита и Зернова.
Но недостаток прежних планерных испытаний и всего уклона в планерном деле заключался не только в очень большом риске парящего полета даже для хорошего летчика, а главным образом в том, что высокими требованиями к пилоту этот вид планерного спорта совершенно естественно ограничивал круг лиц, могущих быть активно вовлеченными в дело этого интересного спорта. Планеризм тем самым превращался в аристократический спорт, доступный очень немногим, изысканным летунам.
Последние планерные испытания дали возможность приблизить планерный спорт к широким массам рабочей молодежи, а таким образом и вовлечь эту молодежь в интереснейшее дело строительства Воздушного флота и привить этой молодежи любовь к летному делу, к Воздушному флоту. Тот факт, что на последних испытаниях было совершено около тысячи ученических полетов, говорит сам за себя. Само собой понятно, что не исключаются рекордные полеты и работа в этой области, но основной, главнейшей задачей является привлечение широких масс молодежи к участию в планеризме.
Развитие планеризма дало значительный толчок другому, также крайне интересному авиационному спорту - маломощным самолетам. В постройке, авиеток за последние 2 года у нас достигнуты значительные результаты. Так, например, конструктор многих планеров Невдачин дал очень интересную авиэтку «Буревестник», достигшую высоты свыше 5.000 метров и скорости около 140 км. в час, с мотором всего в 18 лош. сил, что является мировым достижением. Прекрасные результаты дал маломощный самолет «А. И. Рыков» конструкции молодого кружковца Яковлева, с мотором в 55 лош. сил, совершивший перелет Москва - Царьков - Севастополь и обратно Севастополь - Москва без спуска 1.650км. Но самое ценное в планеризме заключается в том, что молодежь не только участвует в полете и приобретает навыки и любовь к летному делу; у молодежи развиваются способности к творческой конструкторской мысли, к сложному аэродинамическому расчету.
Планерный спорт будет способствовать развертыванию этого интересного дела среди широких слоев молодежи и прививать любовь к Воздушному флоту.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первый комсомольский кино - фильм
Из воспоминаний об осени - весне 1921 - 22 г.г