Трам

О Литовский| опубликовано в номере №178-179, январь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Содержание трамовской работы несравненно шире четырех букв наименования.

Трам, что означает театр рабочей молодежи, не просто новое театральное предприятие особого, специально комсомольского назначения, лучший и передовой образец массовой самодеятельности, а принципиально новое явление в искусстве. В этом секрет быстрого роста трамовских организаций (до 70 на сегодняшний день) и влияния трамовских методов, которые проникают и во «взрослые» профессиональные театры.

Что же нового, отличного от обычного театра, принес и несет с собой Трам?

Мы много говорили о театре-трибуне, о театре - участнике социалистического строительства, о театре, который мобилизовал бы весь свой арсенал художественных средств воздействия для большевистской агитации и пропаганды. Советский театр встал на этот путь, но он еще очень далек от того, чтобы стать действительно политическим театром, необходимейшим звеном в общей системе социалистической реконструкции. Трам - первый театр, который ни на одну минуту не уходит от политической действительности. Трам насквозь политичен, и недаром он себя называет художественным агитатором комсомола.

Стремясь к злободневной политической насыщенности зрелища, стараясь художественно оформить всю «текущую политику» жизни, в первую голову комсомольской жизни, и вместе с тем не отстать от наших бурных темпов, Трам не мог остаться на позициях старого профессионального театра в смысле формальных установок. Они мало пригодны для целей художественной агитпропаганды по причине своей консервативности и малоподвижности. Отсюда никоим образом не следует, однако делать вывод о ненужности учебы у «стариков», особенно по части технического мастерства. Но самое содержание трамовского спектакля требует живых, своеобразных приемов воплощения. Эти приемы органически вытекают из политической и классовой целеустремленности Трама. Любопытно отметить, что и в профессиональном театре «политика» все чаще и чаще подается именно трамовскими средствами.

Трамы растут из самодеятельного культурного театра, усовершенствованного завоеваниями революционного левого театра (Мейерхольд). В своей театральной работе Трам черпает средства из молодежного быта и обихода (песни, физкультура, клубная игра). Это делает художественно-режиссерские приемы Трама понятными и не изощренному рабочему зрителю, несмотря на их сложный зачастую замысел.

И наиболее характерной особенностью трамовского театра является то, что он использует одновременно все виды сценических жанров (малая форма, большая форма), весь арсенал средств театрального показа (музыка, свет), часто «одолжаясь» и у «соседних» искусств (цирк, кино), при чем такое использование всех средств искусства никоим образом не есть механическое их смешение, а попытка создать зрелище синтетическое, сочетающее в себе все элементы искусства.

Творческий метод Трама по своим тенденциям и устремлениям отличен от творческого метода индивидуалистического, психологического театра. Трам берет явления и характеры не так, как они даны, а пытается показать их в процессе развития, во всей их сложности и противоречивости, в движениях, т.е. пытается построить спектакль по методу материалистической диалектики.

Но эти попытки (особенно убедительные в «Клеше задумчивом») не получили дальнейшего развития по причине вреднейшей идеалистической путаницы, внесенной в трамовское движение одним из его влиятельных идеологов - А. Пиотровским. Проповедуемая им метафизическая диалектика, диалектика, исходящая из формы спектакля, а не его содержания, понятно ничего общего с марксизмом не имеет. Подобная диалектика не могла не привести и привела ко всякого рода механистическим уклонам, отразившимся на практической работе Лентрама и Трамов вообще.

По Пиотровскому например, актер не более как составная часть спектакля, наряду с музыкой и светом, т.е. актер ставится в одно положение с вещью.

Нелепость!

Но отсюда и недооценка актерского мастерства, характерная для Трама, и сильнейшее увлечение формальной стороной спектакля уже в явный ущерб его живой, политической части. В этом отношении последние постановки Лентрама («Целина», «Выстрел»), несмотря на их политическую актуальность и интересное, порой блестящее сценическое разрешение, сигнализируют о некоторой опасности, ибо там театр едва не оказался пленником, а не хозяином им же найденных приемов.

Трамовцы своевременно разрядили угрожающую опасность и решительно теперь ее преодолевают. Делается все, чтобы укрепить такие слабые участки Трама как актер (извиняемся перед трамовцами - они против этого названия) и драматург.

Трамовская драматургия и игра нуждаются в профессионализации не в смысле впитывания в себя приемов старого мастерства, но в смысле достижения максимальной квалифицированности в своих новых приемах. Необходимо достигнуть художественного и технического совершенства, оставаясь в пределах своей трамовской методики. Недостатки Трамов - это недостатки неокрепшего молодого организма, недостатки коллектива, не имевшего никакого образца в прошлом и начавшего строить на ровном месте.

Ведь Трам - это отнюдь не только театр и, во всяком случае, не театр в старом понимании этого слова. Трам стремится к тому, чтобы использовать все средства искусства, будь то музыка, драма, изо, танец, движение, с определенной агитационно-пропагандистской целью: внести искусство в политику и быт. В связи с этим, как совершенно правильно указано в материалах к III пленуму Трамов, «на данном этапе Трам должен сделаться своеобразным художественным комбинатом, внутри которого согласованно действуют различные творческие секторы: 1) режиссерско-драматургический, 2) театральный, 3) изобразительный, 4) музыкальный». Дальше следует описание работ этих секторов, которые должны, опять не замыкаясь в театре, работать также над художественным оформлением празднеств, быта и т. д.

Пока что Трам еще изрядно страдает театральным уклонам и свою развернутую программу деятельности осуществляет крайне медленно и нерешительно. Но путь намечен правильный. Сила Трама заключается в многосторонней и разнообразной связи с жизнью и производством. Занавес не отгораживает трамовской сцены от аудитории. Аудитория случайно в зале - завтра она может быть на сцене; это будет новый отряд трамовцев, ибо истоки Трама в самодеятельности масс.

Вот почему для Трама был бы гибелен отрыв от массовой художественной самодеятельности. Такой отрыв привел бы к закостенению Трама в духе традиционного профессионализма. Трам - первый и самый лучший самодельный кружок, объединяющий в себе все виды искусства. Трам - мастерская, в которой шлифуются самородки массовой самодеятельности. Трам - ведущий отряд художественной самодеятельности рабочего класса - отряд, этой самодеятельностью питающийся и пополняющийся.

В эпоху социалистической реконструкции, в период напряженнейших боев за социализм искусство не может оставаться в стороне от общей борьбы. Оно должно полностью стать фактором социалистического строительства. Для того чтобы таким фактором стать, само искусство и его представители должны встать на путь социалистической реконструкции, идеологического перевооружения. В процессах такой перестройки роль Трама может быть очень велика. Одно только существование Трамов активизирует смежные участки профессионального искусства. Активная же работа Трамов окажет значительную, а может быть и решающую помощь в деле социалистической реконструкции искусства.

Независимо от помощи, которую Трам может оказать всей армии искусств, чрезвычайно вырастает роль Трамов во всей системе комсомольской работы. Львиную долю своего внимания Трам должен перенести на предприятия, шахту, рудник. Там трамовская пьеса, песня, пляска помогут практически бороться за социализм.

Траму пять лет (и то только трамовскому Мафусаилу - Лентраму, остальные еще моложе), и, надо откровенно сказать, он развит не по годам. Впереди путь широкий и радостный, полный преодолений и побед. Трам находится только в начале этого пути, и мы уверены, что «первая ударная комсомольская бригада искусства» пройдет этот путь с доблестью и славой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены