В 1613 « Смены», в статье «Единственный выход» была показана работа комсомола в Испании до свержения монархии. Сейчас положение в Испании резко изменилось. Правительство, состоящее из буржуазных республиканцев и социал-фашистов, по примеру короля Альфонса XIII - расстреливает коммунистов и рабочих, борющихся за уничтожение капиталистического строя.
Массы громят монархические газеты, требуют разоружения жандармерии и полиции и поджигают монастыри. Промышленные центры охвачены всеобщей забастовкой.
Тов. Лебедев в очерке «В Испании горят монастыри» показывает испанских комсомольцев на другой день после свержения монархии. Немногочисленный испанский комсомол, которому предстоят грандиозные классовые бои, уже в первых схватках показал себя верным и стойким борцом за дело пролетариата.
Это началось 10 мая. Один из социалистических болтунов, которому буржуазия на время революции доверила свои финансы (верные лакеи очень бережливы), заявил за день до этого:
- Коммунизм в Испанию не проникнет. Рабочие Испании умеренны и добропорядочны.
Утром 10 мая добропорядочные рабочие Мадрида камнем пробили окно в редакции монархической газеты «АБЦ», восхвалявшей «благоразумие» социалистического министра. В вечер того же дня Приэто, - так звали министра, - коротко объяснил представителям печати:
- : Рабочие Испании умеренны, но их совращают коммунисты, проникшие в Испанию из СССР.
И хотя дурачки иногда очень полезны буржуазии, этому дурачку не хлопала даже буржуазия.
«Вспомните, господин министр, - писал корреспондент твердолобого английского листка «Дэйли-Мэйль», - судьбу Керенского»
В три часа ночи, когда партия Приэто призывала демонстрирующих рабочих разойтись по домам, а они отвечали ей свистками и каменьями, Приэто заявил твердолобому корреспонденту:
- Под влиянием большевиков рабочие Испании с каждым днем становятся все менее умеренными и добропорядочными.
В это время на Плаце дель Торос - главной площади Мадрида - пылал огромный костер: комсомольцы вместе с рабочими-демонстрантами жгли собранные по всему городу монархические и поповские газеты «АБЦ» и «Эль Дебате».
Десятого мая в Мадриде демонстрировали десять тысяч людей. Эти десять тысяч несли коммунистические знамена. Социал-фашисты пробовали уговаривать демонстрантов, - их прогнали с позором.
Социал-фашисты заявили правительству:
Имения церкви останутся неприкосновенными. Это значит 200 000 попов и монахов, 5 000 монастырей, 35 000 церквей и соборов будут, как и раньше, отбирать третью часть народного дохода, в то время как миллионы крестьян будут задыхаться от голода и безземелья.
Демонстранты несли требование:
- Гнать попов из Испании!
В этой демонстрации было немало рабочей молодежи: ее привели комсомольцы. Испанский комсомол - маленький отряд: в годы фашизма каждый, кто носил комсомольское звание, мог легко проститься с жизнью. Зато социалистическому союзу молодежи фашистский диктатор Приме де Ривера посылал приветствия, для его съездов правительство предоставляло помещения, а делегаты получали льготный проезд по железным дорогам. Комсомол не имел и не хотел иметь льготный билет в фашистский рай. Отважная группа его членов донесла до революционных дней нерушимой классовую ненависть к капиталу. Рабочая молодежь поняла это и пошла за комсомолом.
Ребята шли на демонстрацию с-керосином. Тысячи взрослых и молодых рабочих шли по улицам испанской столицы, держа в руках керосиновые бидоны.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Первомайский репортаж
Письмо из Берлина