Около 750 лет тому назад, в 1187 - 1188 году, было создано одно из величайших произведений русской литературы - «Слово о полку Игореве». По своему огромному художественному мастерству, по своей глубокой связи с думами и чаяниями народа «Слово» стоит в одном ряду с великими памятниками народного эпоса: древнегреческими «Илиадой» и «Одиссеей», французской «Песнью о Роланде», германской «Песнью о Нибелунгах».
«Слово о полку Игореве» повествует о походе четырех русских князей против половцев. В походе принимали участие: Игорь, князь Новгород - Северский, его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав. Русские войска были разбиты, и все четыре князя попали в плен. Поход, трехдневная битва, плен и бегство Игоря из плена - вот содержание поэмы, вдохновившей, как известно, композитора Бородина на создание его замечательной оперы «Князь Игорь».
Представление о Руси тех времен, как о стране почти варварской, - представление глубоко неверное. Конечно, нравы и быт хранили еще следы грубости, но христианская культура, сменившая языческие верования, уже крепила и общую культуру народа. Монастыри были тогда не только религиозными центрами, но и рассадниками образованности.
О том, как высоко поднималась порой духовная жизнь народа в ту эпоху, и свидетельствует поэма, про которую Карл Маркс писал так: «Вся песнь носит христиански - героический характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно...»
Поэма стоит на огромной поэтической высоте. Язык ее крепок, сжат, энергичен, образы ярки, краски свежи. Автор ее (имя его неизвестно) - явно человек образованный, прекрасно знающий историю своего народа. И автор писал свою поэму не по «источникам», не по летописи, как утверждают некоторые исследователи. Такую поэму и так написать ее мог только участник событий, участник похода и плена.
Наряду с Игорем, Всеволодом, Ярославной - женой Игоря, - великим князем Киевским Святославом в поэме вое время присутствует и сам автор. Это он размышляет о том, как ему петь; это он вздыхает, вспоминая об «Олеговом хоробром гнезде, залетевшем далече», о «Русской земле, скрывшейся за курганом...» И он же, наконец, слышит с далекой родины скорбный женский голос - «плач Ярославны».
Основная мысль всей поэмы выражена в словах Святослава, призывающего князей соединить свои силы в борьбе с внешним врагом, наседающим на Русскую землю. Эта глубоко патриотическая и благородная мысль развивается автором с огромной силой. И весь самовольный, не согласованный с другими князьями поход Игоря служит жестоким уроком, из которого надлежит сделать выводы. Выводы эти гласят о гибельности усобиц между князьями, о том, что спасение Русской земли - в единении всех сил, в дружной защите границ, в крепком отпоре иноземному нашествию. Эту сердцевину поэмы гениально раскрыл Карл Маркс. «Смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов», - писал Маркс о «Слове» (Маркс и Энгельс. Т. XXII, стр. 122). Для автора «Слова» общенациональные интересы, благо всего русского народа были выше частных интересов князей, споривших из - за власти.
Святослав в своем «злате - слове» делает упрек Игорю и Всеволоду, но избегает упрекать других князей. Это и понятно: он зовет их на помощь. Но сам автор определенно связывает даваемые им потрясающие картины бедствий Русской земли с раздорами князей между собой. Он восклицает:
«Между князьями усобица, Нам же, поганые, - гибель!»
Откуда же автор берет эту смелость говорить горькую истину прямо в лицо князьям, как он, например, говорит это Ярославу Черниговскому? Смелости эта покоится на том, что говорит он от имени народа. Народное творчество пронизывает всю поэму; народные страдания глубоко ранят мужественное сердце певца; он полон раздумий о судьбах родной страны...
Огромной силы оружие - слово, напоенное глубокой мыслью и благородным чувством. Оружие это в виде гениальной поэмы и давал своей стране поэт - воин. Русские князья в свое время им не воспользовались, но оружие это не заржавело и поныне.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.