Это письмо написано комсомолкой - стахановкой одного из харьковских заводов. Автор дал свое согласие на опубликование письма при условии изменения встречающихся в нем имен, что редакцией и сделано.
Комсомолка Клава делится своими мыслями по вопросам, связанным с подъемом культурного и политического уровня молодых работниц. Выражая мысли многих девушек, товарищ Клава предъявляет справедливые требования к комсомольской организации.
Тема, затронутая комсомолкой Клавой, имеет значение не только для девушек. Проблема дальнейшего роста, овладения новыми высотами культуры, науки, техники глубоко волнует и затрагивает всю нашу молодежь.
Мы ждем от читателей откликов, высказываний, предложений.
«... Ты, конечно, очень удивишься, Соня, получив мое письмо. Ты скажешь: «Что такое, почти два года не писала ни строчки и вдруг разразилась целым посланием?..» Я пишу тебе впервые, испытывая острую необходимость поделиться своими мыслями, своей тревогой с умным, хорошим товарищем, которому я и другие наши дивчины обязаны очень многим.
Ты помнишь, Соня, мы ведь пришли в цех из ФЗУ совсем неопытными, робкими 15 - 16 - летними девочками, и ты с первых же дней приняла живое участие в нашей судьбе, интересовалась нашим бытом, вникала в мелочи. С огромной благодарностью вспоминаю я беседы с тобой, такие простые, задушевные и всегда очень нужные.
Ты уезжала, оставляя нас уже сформировавшимися людьми, квалифицированными работницами, стахановками, которых хорошо знали в цехе, а некоторые были уже известны и на всем заводе. Мы окончили курсы стахановцев, сдали на «отлично» гостехминимум, были горды и счастливы своим ростом, своими успехами. Вместе с нами радовалась и гордилась ты.
И вот прошло около двух лет. Я по - прежнему работаю по - стахановски. Но сегодня эти успехи меня уже не удовлетворяют. Больше того, я не уверена, что, скажем, через месяц, через два, ну, может быть, немного позже, я смогу работать так же хорошо. Партия и комсомол учат нас жить не только сегодняшним днем, а уметь заглядывать в будущее, думать о перспективах.
А наше будущее - это уже вполне реальное завтра, послезавтра, и его нетрудно себе представить. Вместе со всей страной вырастет наш завод, усложнится и поднимется техника, и от каждого из нас потребуются знания этой новой техники, потребуется высокая политическая грамотность, потребуется общая культура.
А я не готова к таким требованиям. Только я? Нет, это было бы, может быть, только моим частным делом. Мне кажется, Соня, что отстаю не я одна.
Недавно к нам в цех пришли экскурсанты - студенты университета. Ко мне подошла группа из трех парней и двух девушек. Сначала они задавали общие вопросы: на сколько процентов выполняю норму, каков мой заработок, с кем соревнуюсь? Один из экскурсантов спросил меня, читаю ли я. Сказала, что недавно прочитала «Как закалялась сталь».
- Очень хорошо, - говорит парень, - а еще что?
Я стала вспоминать.
- Что - то еще, автора не помню...
- И все? - удивились экскурсанты. - Это ведь страшно мало, товарищ.
- Мало, - призналась я, - но, знаете, времени не хватает.
- А в театрах бываете? - продолжали они меня спрашивать. - В театрах, в музеях, на концертах? Газеты читаете регулярно?
- Изредка хожу в музыкальную комедию, чаще в кино. Газеты просматриваю (мне становилось не по себе, и я решила закончить разговор с любознательными экскурсантами). Извините, товарищи, вы мне мешаете работать...
В тот же день, возвращаясь домой, я встретилась на трамвайной остановке с Ольгой. Я ей рассказала про студентов. Решили немного пройти пешком, поговорить.
- Давно уже хотелось поделиться с тобой, - говорила Ольга, - накопилось очень много, все никак не решалась высказать.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.