Строим метрополитен

Виктор Шкловский| опубликовано в номере №250, октябрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Очень это шумно, и столбы загромождают улицу.

Лучше провести туннели под улицами, там наехать не на кого, там никто не переходит через. улицу с детьми и не читает газету посредине.

Там единственным жильцом будет поезд.

Там езда - настоящее производство.

Долго по Москве стояли неуклюжие станки.

Бурили почву, разведывали, что там, под Москвой.

Стояла Москва на семи холмах. Растоптали, разъездили эти холмы и не найдешь их.

Речки текли по Москве, на речках стояли мосты, у мостов - кузницы, потому что кузницы огнеопасны.

На площади, что ныне Свердлова, еще недавно, говоря по возрасту города, стояли мельницы, мололи хлеб.

В Москве много речек, они засыпаны, загнаны в трубы, просто задавлены.

Сейчас под Москвой роют. Роют от шахт в сторону.

Сперва узким ходом, подпирая потолок штольни, над которым где - то ходит трамвай, толстыми бревнами. Потом загоняют над бревнами доски - марневанки, которые снова подкрепляют рамами. После расширения туннеля на полный профиль по кружалам, отчерчивающим будущий туннель выводят бетон.

Свод и стены туннеля готовы, но необходимо чтобы они срослись с почвой.

Через отверстия, которые остаются в бетоне, нагнетают цементный раствор под давлением, который заливает пустоты, оставшиеся между породами и уложенным бетоном.

Роют туннель разными способами, в зависимости от характера породы и от глубины залегания.

Копают глину или разрабатывают слоистый разноцветный известняк отбойными молотками, бурят его перфораторами, взрывают аммоналом, в вдруг из слоя соседнего песка врывается вода.

Ее останавливают, нагнетая в грунт жидкое стекло с хлористым натрием, - и слабый грунт, опасный для стройки, обращается в твердую породу.

А иногда поступают иначе: шахту или штольню проходят кессоном, в котором сжатый воздух вытесняет воду.

Посменно, по два часа, работают в звонком тугом воздухе кессона кессонщики.

Давит воздух. И вдруг в соседней штольне показывается поток. Это его пережали.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Парители

Из дневника инструктора-планериста