- Отвлечешься от дела. Передай это в НАГИ, в Госплан - куда угодно, не мешай людям работать.
- А дизель?
- Это другое дело. Это насущно необходимо. А то пока - фантазия.
- Но ведь эта фантазия уже осуществлена!
- Погоди, пока она станет насущно необходимой...
- Вот об этом и опор. Я утверждаю, что в конце второй пятилетки такие заводы будут нам насущно необходимы, к этому надо готовиться...
- Вноси проект в Политбюро, - пожав плечами, сказал Бобровников и, глядя в глаза Газгану, вдруг расплылся: - Слушай, Майкл, умей, когда надо, повременить. Ей - богу это большое искусство. Если бы ты сам видел завод Смита, ты бы поверил мне...
- Мне кажется, - закурив, сказал Газган, - мне кажется, что мы оба с тобой не о том говорим. Нам нужно массовое производство - еще в больших размерах, чем в Америке. Мы должны обслуживать 170 миллионов так, как не обслуживали их никогда ни в одной стране.
- Истины, достойные красоваться на всех панелях города. Однако ты неисправим. Ты не можешь понять законов спокойного, устоявшегося, слаженного производства. Надо хоть год заводу устояться, - понимаешь, устояться. В нем все еще взболтано, муть не осела книзу. Не осели еще и люди. Вот такой летун, как ты например, уедет скоро в Москву.
- Нет, я не уеду, - твердо оказал Газган, - я отсюда еще долго не уеду, если не снимут. Отсюда идет тепло на всю страну.
- Чаю выпьешь еще? - спросил Бобровников.
- Нет, - сказал, подымаясь, Газган, - я пойду в цех.
Не так давно, когда у него был спор с бывшими коммунарами, один из них искренне сознался:
- Во время монтажа, когда нас ночью будили и посылали сгружать станки с платформ, во время прорыва, сверхурочных и субботников, как я ни уставал, я себя чувствовал лучше, чем сейчас. Сейчас на заводе стало спокойней, и я вижу по ребятам, как им начинает надоедать однотонная работа, а раньше они этого не замечали. Есть такие ребята - им дай хоть 8 - й разряд. Они тебе не останутся на одной операции больше года. Они идут учиться, переходят на другие станки, выдвигаются в наладчики. И все мы, когда соберемся, вспоминаем дни монтажа и пуска. А как доберемся до 144 - там и вовсе тоска будет.
- Почему тоска? - спросил Газган. - Разве не будет перехода на дизель, перекрытия мощности, роста продукции?
- Это все будет хуже, не то.
- Как не то? Чего тебе не хватает? Суетливости, тревоги, романтики? - он только тут уловил именно эту нотку неделового, непроизводственного подхода во всей этой беседе.
Романтики, именно романтики жаждали эти ребята, и они не могла ее разглядеть в размеренном ходе конвейера и станков, их привлекала и манила приключенческая, а не производственная сторона дела. Это напоминало ему споры среди молодежи в первые годы нэпа, после гражданской войны. То же немарксистское, неленинское отношение к событиям, непонимание диалектики событий, привычно обобщил он и настойчиво стал разяснять ребятам, в чем были их ошибки.
... Сейчас вот, дорогой к цеху, вспоминая этот разговор, он проверял себя, чего он добивается, чего он хочет. Неужели и в нем есть нотки этой «романтики», романтики строительства как самоцели, ради самого процесса строительства? А разве может быть иначе? Разве может человечество, пока оно существует, перестать строить, улучшать, совершенствовать, двигаться вперед? И разве, догнав технику капиталистов, мы собираемся на этом застыть? И разве, создав социализм в одной шестой, мы выключаем борьбу за остальные пять шестых?
Возле цеха валялись бочки из - под керосина и все также тарахтели выезжающие тракторы. Он обошел большой конвейер, обошел весь цех. Всюду уже была устойчивость, конвейер работал бесперебойно, в дефиците не было ни одной детали. Он подходил к Заусалину, к Тане (она была в ночной), к мастерам пролетов, здоровался со знакомыми станочниками. Он давно уже не был ночью в цехе, и его удивил порядок. Обыкновенно в ночных сменах работа всегда шла хуже. Огни горели ярко, и тот всегдашний ровный гул цеха окружил его со всех сторон, ровный и сочный. Цех был здоров, - так чего ж он не спит, чего он бродит по цеху ночью, когда завтра с утра комиссия по дизелю, а в 12 - собрание по техпропу? Чего он бродит по цеху, как тень Гамлета, или он, как и те коммунары, затосковал по нервным, взбудораженным ночам мая - июня.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из дневника инструктора-планериста