Овладеть культурой труда нелегко. Тяжкие мелочи окружают станок. Они цепляются за рукоятки, визжат под резцом. Они обваливают землю в опоке. Они расточают силы человека.
Очерк Н. Добровольского рассказывает о комсомольцах «Станколита», овладевающих культурой труда. Им еще много надо работать, чтобы победить, но крепкое начало сделано...
По закону первой пятилетки репейный пустырь подворья Марьиной рощи был выровнен, выверен, и его территорию в сотни квадратных метров оседлали корпуса «Станколита». Стены поднялись, как крепости. Стекло потолка не изменило цвета неба. Солнечные окна заливают светлые помещения корпусов теплом и светом. В такой обстановке поднимается работоспособность, хочется внимательней присматриваться к творчеству рук и машин.
В бункерном пролете зарождается величие. Потом оно наполняет пролет за пролетом. Оно наполняет формовочные, литейные, обрубные пролеты. В живом сердце оно откладывается гордостью.
Бункеры висят на железных стропилах, как тугие мешки. Фигура человека под ними кажется беспомощной. Водопад транспортеров кружит голову. Тонны высококачественной земли дойдут по транспортерам к формовочным машинам в несколько секунд.
Но освоение этого величия поддается не так скоро.
Не так скоро становится обыденной привычкой культура труда.
Комсомолец Волков может быть делегатом в рассказ о человеке. Он - один из двухсот комсомольцев «Станколита», комсомольцев, которые учились в ФЗУ, пошли в кружки техпропаганды, на курсы повышения квалификации, в кабинеты технического учебного комбината. Работая простым подручным, комсомолец Волков учился в кружке техпропаганды. Он стал разбираться в качестве литейной земли. Работая на установке бункеров, он успешно кончил курс повышения квалификации. Он стал разбираться в качестве клепки и работе бункеров. Потом он ушел учиться в комбинат. Он получил среднее образование, и ему доверили склейку транспортерных лент.
Дружба с машиной у него началась, когда было вынесено постановление бюро комсомольского комитета об освоении культуры труда. Цену оборудования он определил, когда пришел в бункерный пролет на ночное дежурство с винтовкой на перевес. Через три месяца он стал групоргом и лучшим бригадиром бригады монтажников бункерного пролета.
Весной лучшие комсомольцы были призваны на монтаж. Они пришли собрать бункеры и вернуться к прежней квалификации. Они немного робели перед величием импортных бункерных деталей.
На каждого третьего комсомольца приходился один опытный рабочий.
Леса росли ввысь по круглым гулким бокам бункеров. С равной стремительностью молодежь осваивала монтаж бункеров. Комсомольцы спускались с лесов с новыми знаниями. Знания рождались вместе с делом.
Комсомолец Волков шел по верхним лесам. Он шел по верхним лесам новой квалификации. Монтаж бункеров заканчивался. Комсомольцы стали людьми квалификаций, высоких, как взлет бункеров. Им не хотелось назад.
Администрация завода постановила закрепить на бункерах всю бригаду.
Групорг и бригадир комсомолец Волков поставил свою четкую роспись под постановлением.
Главный мастер, немецкий специалист, тяжело сидит за столом напротив молодых рабочих. Он не знает русского языка, потому что он его не хочет знать. Молодые бракоделы не знают немецкого языка, потому что он» только начали его изучать.
Их разделяют разные взгляды на вещи и незнание языков. Первое почти непоправимо, второе устраняется переводчиком.
Горячий чай поддерживает товарищеские отношения. Консультация иностранного специалиста с молодыми советскими бракоделами по вопросам качества литья идет за чашкой чая.
Он экономит свои знания. Он их расходует бережно и осторожно. Он хочет получать советские деньги за каждое слово. Он ограничивает тему своей беседы. Он говорит только о причинах появления брака в той или иной детали. Он подводит только теоретический базис.
Как практически предотвратить выявленную причину образования в литье мелкой ноздреватости, излишней хрупкости, внутренних трещин, - об этом он не говорит. За эти знания в следующий раз он потребует с заводоуправления в три раза дороже. Главный мастер поднимает в руках бракованную деталь. Молодые бракоделы поднимают в руках карандаши. Карандаши ловят на бумагу слова переводчика. Цифры составов, сроков и температуры запечатлеваются в сознании.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.