Линия Мажино

Ю Шер| опубликовано в номере №281, май 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вечером 7 марта этого года командующие 6 и 20-м военными округами, прикрывающими французскую границу в районе Метц – Страсбург, получили чрезвычайно важные распоряжения из Парижа. Уже через несколько десятков минут по гладким асфальтированным дорогам Эльзаса и Лотарингии, по направлению к границе, шли тяжелые бронеавтомобили, моторизованная артиллерия. Под утро двинулись первые колонны пехоты на автомашинам. Всю мочь на аэродромах гудели мощные моторы одноместных истребителей, готовых подняться в воздух при первой тревоге.

В этот день правительство фашистской Германии объявило о том, что оно вводит свои вооруженные силы на территорию так называемой демилитаризованной Рейнской зоны.

История этой зоны вкратце такова. Одной из статей версальского мирного договора, заключенного по окончании войны 1914 – 1918 годов, предусматривалось создание на франко-германской и бельгийско-германской границах особой полосы, в которой Германии не разрешалось держать войска и строить укрепления.

Демилитаризация Рейнской зоны мешала Германии подготовить эту территорию для войны на Западе. Для ведения войны нужны аэродромы, ангары, казармы и многое другое. Все это германские фашистские власти создавали в Рейнской зоне и до 7 марта. Стремление ускорить свои военные приготовления привело к открытому нарушению германским правительством его международных обязательств.

Французское военное командование оказалось вынужденным принять меры предосторожности.

Французские части занимали позиции в непосредственной близости от северовосточной границы. Тысячи артиллеристов, зенитчиков, техников спустились глубоко под землю в бетонированные укрепления «линия Мажино», названной так по имени французского военного министра, непосредственно руководившего ее проектированием, и строительством.

... Посмотрим на карту Франции. На юге она соприкасается с Швейцарией. Здесь поднимается один из наиболее трудных по своей проходимости горных хребтов Европы – Юра. Вдоль французской границы, прикрывая Лотарингию и Эльзас, почти под прямым углом к Юре идет другая горная гряда – Вогезы. Но в районе Бельфора горы открывают зияющий прорыв, – здесь так называемая «Бельфорская дыра». Дальше по границе, в районе Метца, расположены многочисленные озера и заболоченные пространства, в частности болота Сен Гон, где в 1914 году шли ожесточенные бои. На севере – Лотарингское плато, которое является преддверием французской низменности, опирается на Арденнские горные массивы. Здесь протекают реки Мозель и Maac, причем Маас, как и менее крупные реки: Самбо, Эско, Скарп и другие, – течет на запад, и долины их открывают ворота в глубь страны.

... Еще сейчас в старинных французских городах Ипре, Лилле, Дулансе, Кэнуа высятся крепостные башни, построенные знаменитым Вобаном – военным инженером короля Людовика XIV.

Франко-прусская война 1870 – 1871 года, которая сложилась для Франции крайне неудачно, завершилась подписанием франкфуртского мира. Кроме крупной денежной контрибуции мирный договор предусматривал передачу Германии Эльзаса и Лотарингии – двух французский провинций, богатых своими недрами и промышленными сооружениями.

Опасаясь нового нападения пруссаков, французское военное командование вскоре после франко-прусской войны приступило к укреплению своей новой границы.

Общий план укреплений был разработан военным инженером Сэрэ де Ривьером.

Линяя укреплений состояла из отдельных крепостей: Бельфор, Эпиналь, Туль, Верден, Мобеж, – а в некоторых местах имела, кроме того, небольшие промежуточные форты.

Крепости эти сыграли выдающуюся роль в мировой войне.

Весь 1916 год немцы безуспешно пытались сломить сопротивление Вердена. К крепости были подвезены десятки тяжелых орудий, не считая нескольких сотен мелких. Новые и новые эшелоны бросали в «верденскую мясорубку» отборные дивизии и корпуса. Верден имел 18 отдельных фортов. Только 5 из них попало в руки немцев. Остальные 13 оказались неприступными.

В жесточайшем испытании – мировой войне – при огромном росте наступательных средств крепостные сооружения особенно наиболее поздней стройки (Верден) оправдали те надежды, которые на них возлагались. Но за 20 лет военно-инженерное дело сильно двинулось вперед. Что же представляют собою эти сооружения сегодня? Чем сильны они?

Через несколько часов после тревоги пограничная полоса от Женевского озера до Тионвилля у Люксембурга и дальше по реке Маас до голландской границы окажется полностью непроходимой. Не будет ни одного квадратного метра территории, где бы было возможно укрыться от огня фортов и блокгаузов. Химия, электричество, авиация, десятки, может быть, сотни никому не известных изобретений поставлены здесь на службу обороне.

Здесь нет крепостей, напоминающих сооружение Вобана и Сэрэ де Ривьер.

Поверхностный наблюдатель, возможно, даже разочаруется. Ведь он увидит всего-навсего редкие приземистые железобетонные строения, бесконечные ряды рельсов, частоколы, опутанные колючей проволокой. Впрочем, «вы увидите укрепления там, где их нет, и вы не увидите их там, где они есть», сказал один французский офицер своему спутнику, получившему разрешение осмотреть один ив фортов.

Маскировка сооружений подлинно мастерская. Самый опытный глаз не отличит отроги Вогезов от причудливой формы фортов, ибо каждый такой форт проектировался отдельно, применительно к местности, и ничем не выделяется в окружающей панораме.

Вся пограничная полоса делится на укрепленные районы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены