Холостяков неистово аплодировал.
«Ни доблесть самурая, ни сила воинствующего бандита в коричневом мундире со свастикой не спасут от печальной участи тех, кто посмеет напасть на нас».
Это сказал Александр Васильевич Косарев, и взрыв рукоплесканий заставил его на минуту прервать свою речь. Когда аплодисменты стихли, оратор продолжал:
«Все они будут иметь дело со сталинским поколением молодежи, убежденной в непобедимой правоте великих идей Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина, перед силой которых разлетится, как солома, современная выучка империалистических армий».
И новый шквал аплодисментов потряс своды привыкшего к рукоплесканиям зала. Вместе с другими яростно аплодировал и Холостяков, человек о строгой форме военного моряка.
Это было недавно, в дни X съезда комсомола. А через несколько дней – на торжественном заседании в Большом театре...
.... слово для рапорта от Тихоокеанского флота было предоставлено командиру соединения подводных лодок тов. Холостякову.
Он одернул свой синий китель и взошел на трибуну.
Чеканя каждое слово, Холостяков говорил о том, что на Тихом океане создан могучий военно-морской флот, что его бойцы готовы в любой момент нанести смертельный удар всякому, кто посмеет напасть на священную советскую землю. Он говорил о славных комсомольцах Тихоокеанского флота, несущих боевую вахту на самых передовых пастах обороны.
Стоя, делегаты съезда слушали рапорт.
Первая советская подводная лодка в Тихоокеанских водах шла под командованием Георгия Никитича Холостякова. Эта первая лодка до сих пор держит переходящий приз ЦК ВЛКСМ – значок КИМ на рубке. Эта же лодка впервые на Тихом океане совершила зимнее плавание.
Еще не так давно, встречаясь в море с советской подлодкой, японские «купцы» нахально лезли на нее, норовя осмотреть со всех сторон и запомнить интересные подробности. Они забывали даже здороваться, хотя морской этикет предписывает «купцам», встретившись с военным кораблем, первыми «приподнимать шляпу». Теперь не то: сила красного флота стала реально ощутимой, и, встретив подводную лодку, какой-нибудь японский «Сибирь-Мару» или «Чита-Мару» характерные названия! первым спешит раскланяться.
За свои 34 года Холостяков проделал длинный путь. Сын железнодорожного машиниста из Барановичей, он успел окончить только церковно-приходскую школу. Дальше учиться помешала война. Семья бежала от немецкого наступления. Бродяжничал, жил в приюте, работал на спичечном и лесопильном заводах, продавал газеты.
Когда немецкие оккупанты наступали на Украину, Холостяков уже был в союзе молодежи «III интернационал». Немного позже, в том же 1918 году, Холостяков вступил в комсомол.
Враг подходил к Курску, где в это время слесаренком в железнодорожном депо работал Холостяков.
– Не с Деникиным же оставаться! – сказал он, взял винтовку и ушел в ЧОН.
В страдные дни гражданской войны Российский коммунистический союз молодежи послал 10 тысяч своих лучших товарищей в ряды непобедимой Красной армии. Среди этих 10 тысяч был и Холостяков. Южный фронт, бои под Орлом и Курском. В списках делегатов II всероссийского съезда комсомола можно найти фамилию Холостякова. После съезда – снова фронт, теперь уже польский, работа политруком 511-го полка. С 1920 года Холостяков – коммунист.
Свою службу во флоте Холостяков начал краснофлотцем.
Затем, артшкола, за артшколой – подготовительное училище комсостава флота. Военно-морское гидрографическое училище и, наконец, подводная лодка.
Он стал штурманом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.