«Население острова состояло больше чем из шестидесяти странных существ - произведений доктора Моро... Нет возможности подробно описать этих животных - людей... Почти у всех были выдающиеся челюсти, уродливая форма ушей, широкие носы, косматые или щетинистые волосы и часто странно окрашенные или странным образом посаженные глаза. Человеческий облик видоизменял, но не скрывал леопарда, быка, свинью или какое - нибудь другое животное или нескольких животных, из которых образовалось каждое данное существо.
... Доктор Моро сказал:
- Я желал - это была единственная вещь, которую я желал, - изучить до конца условия образования форм живых существ. В хирургии кроется столько же созидательного момента, как и разрушительного.
Существа, которые вы видели, - не что иное, как животные, вырезанные и выделанные в новые формы. Этому изучению образования животных форм я посвятил всю свою жизнь...»
Виталий Михайлович Исаев оторвался от книги. На столике лежал роман Уэлса. Бинокулярный микроскоп отбрасывал на белые страницы странную двурогую тень...
«Доктор Моро, - думал Исаев, - мог насчитать много предшественников».
«Кому в наши дни, - писал когда - то Виктор Гюго, - известно слово «компрачико»? Кому понятен его смысл?..
Компрачико, так же как и компрапеквеньо, составное испанское слово, означающее «покупщик детей»...... Что же они делали с этими детьми?
Они делали из них уродов. Чего ради уродов? Ради потехи.
... Улице нужен паяц, королевским дворцам нужен гаер. Одного зовут скоморохом, другого - шутам.
... Существовали специалисты по этой части. Брали человека и делали из него ублюдка. Брали человеческое лицо и превращали его в рожу. Останавливали рост. Перекраивали заново физиономию. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука».
Люди создавали уродов. Но даже фантазия компрачико бледнела перед страшным мастерством мировой войны: она создала безногих, безруких, парализованных людей с искривленными от контузии лицами, скрюченными, изогнутыми, телами.
Виталий Михайлович Исаев прошел через фронт.
Он был биологом и верил, что человечество будет творить красоту с той же неизбежностью, с какой сейчас создавало уродов. Он готовился к тому, чтобы участвовать в этой подлинной великой войне за человеческое счастье.
Кончилась империалистическая война, и Исаев пошел в Красную армию. Красногвардейцы т. Иванова и Ленинграда, конница Буденного, бойцы и командиры Красной армии шли по замерзшей, скованной льдами, стране, шаг за шагом отвоевывал свою родину, чтобы строить на ней настоящую человеческую жизнь...
Теперь, когда революция победила, можно было сесть за микроскоп биолога. Вопрос шел не о создании уродов, леопарде - людей или гиене - свиней. Задача заключалась в том, чтобы возвратить ноги безногим, молодость - старикам, зрение - слепым. А для этого нужно было вырвать из рук природы ее творческую формообразовательную инициативу. Нужно было научиться приращивать руки, пересаживать железы, воссоздавать утраченные человеком органы.
Ученый начал с опытов над просто организованными животными. Он брал несколько пресноводных гидр, разрезал их на множество частей и лепил комок живого вещества.
Исаев добился создания «химеры» - нового организма, тело которого состоит из тканей двух разновидностей гидры: красной и серой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.