Замечательная выставка

А Поневежский| опубликовано в номере №286, октябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Грузинские художники взяли на себя исключительную по величию и масштабам задачу - передать на полотне яркие, волнующие моменты из славной истории большевистских организаций Грузии и всего Закавказья, отобразить могучую фигуру вождя партии и народов СССР, рассказать в красках о юности и первых годах революционной деятельности товарища Сталина.

Инициатором этой работы был руководитель большевиков Грузии, и Закавказья тов. Лаврентий Павлович Берия. Его доклад «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье» вдохновил художников и скульпторов, дал им неисчерпаемый источник увлекательных тем.

Проходим по выставке грузинских художников.

Вот полотно художника Волгина. Горийский пейзаж. Тень от ближней рощицы лежит на земле, будто пролитые чернила. Вдали развалины старинной крепости. Четверо мальчиков - однолеток бегут с горы. В руках у них палки - хворостинки. И впереди с книгами, засунутыми за пояс, с живыми блестящими глазами - Coco Джугашвили. Он увлекает своих товарищей вперед, вся фигура мальчика, весь его облик дышат энергией. В этой картине, уносящей нас в далекие годы, на родину Coco Джугашвили, много обаяния.

Художников К. Гзелишвили, Т. Кахидзе, орденоносца М. Тоидзе и других привлекла тема юности вождя. Гзелишвили выставил прекрасное полотно, на котором молодой Сталин читает книгу, окруженный друзьями.

Не меньшее впечатление производит кар - тина В. Багратиони «Исключение Иосифа Джугашвили из тифлисской духовной семинарии». Сталина вызывает к себе семинарское начальство. Молодой бунтарь - слишком «опасный ученик». Влияние его на товарищей слишком велико. От него спешат избавиться.

... Кабинет «пастыря». За столом шеф семинарии - епископ, рядом чиновник. На стене распятие я, конечно, портрет царя. Против «пастыря» стоит гордый, мужественный орленок - Сталин. Исподлобья глядит на него поп. Жестокость, злоба, бессилие в этом взгляде.

Каждый, побывавший на выставке, навсегда запомнит мальчика, подростка, юношу Сталина - умного, волевого, собранного, страстного, всегда уверенного в себе.

На картине Моисея Тоидзе «Выступление юного Coco Джугашвили в защиту крестьян» Сталин бесстрашно вступается за крестьян, которых беспощадно обирает старшина. Глаза молодого революционера горят гневом, он весь яростное волнение. С ненавистью смотрит он на старшину, восседающего на коне. Крестьяне окружили своего юного защитника.

Картины, посвященные юности вождя, помогут советской молодежи учиться, воспитываться и закаляться в революционном, большевистском духе, беря пример с нашего учителя и вождя - товарища Сталина.

Во втором разделе выставки - картины, рассказывающие о первых годах нелегальной работы товарища Сталина.

1901 год. Крцаниси. Ущелье. Нелегальное собрание тифлисских рабочих. Наверху человек, готовый дать сигнал в случае, если появится полиция. Он начеку и в то же время жадно прислушивается к словам пламенного агитатора. Сталин в центре. Он говорит.

Не все слушают его одинаково. Одни - верят, другие - сомневаются, колеблются. Но слушают вое. Вот что рассказывает автор картины - художница - орденоноска Елена Ахаледиани: «Тему я взяла в тбилисском филиале Института Маркса - Энгельса - Ленина. Она меня все больше и больше увлекала в продолжение шести месяцев моей работы над картиной. Руководствуясь материалом, я отыскала место сходки и сделала с него зарисовки. Ходила на фабрики, заводы, отыскивая типы для «действующих лиц» моей будущей картины, делала с них наброски. Фотографии костюмов того времени (1900 - 1901 годы) мне дал филиал ИМЕЛ. Много мне помог своими рассказами очевидец - тов. Литанишвили.

Мне ясно представлялась будущая картина: композиция, краски, свет... Я приступила к работе.

Фигуру товарища Сталина я переписывала больше двадцати раз. Мне хотелось с предельной правдивостью передать ту простоту и силу, которыми веет от этой фигуры.

... Горы и скалы тесно окружают людей. Свет не только помогает выявить людей: он должен передать мою мысль о том, что это Сталин принес сюда яркость, тепло...

В процессе работы большой поддержкой была помощь тов. Берия, который посещал нас, художников, и давал нам много ценных советов. Я вместе с делегацией Советской Грузии имела счастье весной этого года присутствовать на приеме у руководителей партии и правительства в Москве. В продолжение нескольких часов я имела возможность наблюдать товарища Сталина. И это значительно помогло мне в работе над картиной».

Выставка широко отображает жизнь революционера - профессионала, жизнь вождя революционной ленинско - искровской большевистской организации Закавказья. Нелегальные собрания. Аресты. Тюрьмы.

Вот одна из них - кутаисская тюрьма 1903 года. Сталин беседует с политзаключенными. Это картина художника А. Бажбеук - Меликова.

Вот другая тюрьма - баиловская, в Баку. Сталин за решеткой. Сквозь стальные прутья кричит он группе арестантов, отправляемых в Сибирь: «Берегите кандалы, они нам пригодятся для царского правительства!» (картина художника Ш. Макашвили).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Готовьтесь к зиме

Что делать конькобежцу осенью