Затаив дыхание и немного волнуясь, десятилетняя Марина Семенова первый раз вышла на большую сцену Ленинградского театра оперы и балета, освещенную прожекторами и огнями рампы. Ученицы балетной школы составляли свиту сказочной «феи Сирени» в балете «Спящая красавица». Дети должны были пройти через вою сцену и опуститься на колени. И вот это несложное задание возбудило у будущей артистки новое для нее чувство ответственности. С годами это чувство крепло и заставляло предъявлять к самой себе, к своей учебе и работе более повышенные требования.
... В 1918 году Марина поступила в балетный техникум при бывшем Мариинском театре оперы и балета. В эти суровые голодные годы правительство молодой Республики Советов делало все возможное, чтобы в первую очередь подкрепить и поддержать детвору. И все же нелегко было детям в голодном и холодном Питере.
При балетной школе существовал интернат, в который родители поместили Марину.
Ежедневно, по звонку, в 8 часов утра, дети вставали и получали скромный завтрак. После прогулки начинались занятия. В больших нетопленных классах приходилось заниматься в курточках и кофточках, в гамашах и перчатках. И лишь потом, постепенно согреваясь от физических упражнений, дети снимали с себя все лишнее.
Марина Семенова была девочкой очень маленького роста, болезненной и хрупкой. Подруги ее называли «Капелькой». В течение первых двух лет учебы она часто хворала, отлеживаясь в лазарете. Но, одаренная, любившая танец и движение, «Капелька» быстро наверстывала упущенное и нагоняла своих подруг.
Будущих артисток обучали основам классического танца, его азбуке.
Держась за длинные брусья («станок»), вделанные в стены класса, дети медленно и старательно проделывали отдельные движения, из сочетания которых складывается танец.
На второй год учебы Марина попала в класс к преподавательнице Агриппина Яковлевне Вагановой, в свое время известной танцовщице петербургского Мариинского театра, ныне народной артистке республики. Ваганова обратила внимание на способную девочку и всячески стремилась развить ее природную склонность к танцу.
Пожалуй, ни один вид искусства не требует такой напряженной и тяжелой физической работы, как искусство балета. В класс приходится приносить полотенца, которые к концу урока хоть выжимай! Обильными ручьями струится пот по лицам учениц, но педагог требует исполнения всей суммы заданных упражнений. В результате такой работы от урока к уроку движения становятся разнообразнее, ритм богаче. Мускулы делаются упругими, эластичными, движения постепенно приобретают легкость и своеобразную певучесть.
«Капельку» занимали почти во всех спектаклях. С большим увлечением она изображала в балетах амуров, дриад, чертенят, относясь к этой обязательной для учащихся производственной практике с чувством большой ответственности.
На сцене Марина наблюдала за взрослыми балеринами и их манерой танцевать. Потом настойчивая девочка старалась воспроизвести те или иные из виденных ею движений в классе перед большим зеркалом. И в трудных случаях на помощь к ней приходила ее преподавательница Ваганова. Шли годы упорной, повседневной учебы.
Часы специальных предметов сменялись уроками русского и французского языков, литературы, обществоведческих дисциплин, истории, географии и музыки. Благодаря настойчивости и исключительной силе воли, непрерывно развивая свое дарование, усиленно занимаясь, Марина добилась блестящих результатов. В ее танце появились грациозность и благородство, сочетавшиеся с чудесной пластичностью форм. Уже в 4 - м классе, после исполнения ряда ответственных ролей в школьных балетных постановках («Волшебная флейта», «Наяда и рыбак» и др.) о Марине заговорили как о выдающемся явлении в советском хореографическом искусстве, стали пророчить ей блестящее будущее.
Но эти похвалы не вскружили голову юной балерине, и она с еще большим упорством продолжала учебу.
Для нее, казалось, не существовало трудностей в исполнении самых сложных па. Она не уставала работать над мимикой и жестом - важнейшими элементами, придающими танцу полную гармоничность. В результате многолетней учебы и производственной практики хорошо тренированное тело молодой танцовщицы легко движется, кружится, летит, как бы замирает в воздухе и снова летит. Так создается тот «душой исполненный полет», о котором писал Пушкин, говоря о знаменитой в его время балерине Истоминой.
В 1925 году, когда Марина окончила Ленинградский балетный техникум, имя ее уже было широко известно. Сразу же в Ленинградском государственном театре оперы и балета ей поручили ряд ведущих ролей (Одиллии - Одетты - в «Лебедином озере», Китри - в «Дон Кихоте», рабыни - в «Корсаре»«, синей птицы - в «Спящей красавице» и др.).
В течение четырех лет Семенова с успехом танцевала во всех балетах театра, не бросая, однако, работы над своим самосовершенствованием.
Огромное хореографическое дарование Семеновой окрепло, и она по праву стала считаться лучшей танцовщицей старейшего балетного театра нашей страны.
В 1929 - 1930 годах Марина Семенова отправилась в большую гастрольную поездку по СССР.
Трудящиеся Советского Союза любят, понимают и ценят искусство танца. В нашей стране искусство танца достигло высокого совершенства. Замечательные русские народные пляски, украинские гопаки, кавказские лезгинки, узбекские танцы в прошлом году прославили нас на международном фестивале танца в Лондоне.
Народный танец всегда оплодотворял творчество лучших мастеров балета. И Марина Семенова, совершая гастрольную поездку по Закавказью, училась у танцоров Грузии мастерству исполнения горячей, темпераментной лезгинки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.