Грозное оружие

В Дувакин| опубликовано в номере №280, апрель 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Представьте себе Москву 1919, 1920, 1921 годов. По Тверской (теперь улица Горького) тогда не бегали нарядные троллейбусы и автобусы, снег не убирался, улица почти не освещалась. Магазинные витрины были пусты и темны.

Рядом с Московским советом, у витрины бывшего магазина Абрикосова, ежедневно собиралась толпа. Внимание прохожих привлекал огромный (до трех метров!) яркий плакат, раскрашенный от руки клеевыми красками. Назавтра - новый плакат. На плакате несколько (иногда 12 - 16) рисунков и несколько коротких стихотворений. Все вместе давало связный рассказ о политическом событии, сатиру на врага или последовательно, с несокрушимой логикой, развивало какой - нибудь политический тезис. Тут и ядовитая карикатура, и боевой призыв, и убедительный разговор с читателем, и звонкий лозунг. Это и были знаменитые «Окна сатиры Роста», то «грозное оружие», которым поэт боролся в те годы за дело революции.

«Диапазон тем огромен.

Агитация за Коминтерн, за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации» (Маяковский).

Сначала «Окна Роста» делались в одном или двух экземплярах.

Потом их научились размножать при помощи вырезанного из картона «трафарета». Их вывешивали в витринах, на вокзалах, агитпунктах, агитпоездах, рассылали в местные отделения Роста. Всего было выпущено не менее полутора тысяч названий. Большинство из них - плакаты Маяковского. О темпах этой работы сам Маяковский рассказывал так:

« - Вспоминаю: отдыхов не было. Работали в огромной сводящей морозом (впоследствии выедающая глаза дымом «буржуйка») мастерской Роста. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься. И, проспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова».

В те годы, в обстановке типографской разрухи, «Окна Роста», делавшиеся от руки, часто совмещали в себе функции газеты (газет не хватало), сатирического журнала и эстрады:

Газеты - поскольку Роста (Российское телеграфное агентство) сообщало в своих «окнах» последние известия с военного, хозяйственного и санитарного фронтов.

Сатирического журнала - поскольку «окна» часто давали связный коротенький сатирический рассказ в стихах, ярко иллюстрированный.

Эстрады - поскольку с витрины Роста часто пускалась в обращение злободневная политическая частушка.

По «Окнам Роста» (позднее Главполитпросвет) можно день за днем проследить многие события революции за три года.

Но значение их не только историческое.

«Для меня это работа огромного значения. Работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускавших многословия» - писал Маяковский.

И это действительно было так. Маяковский всегда горячо протестовал против выдуманных критиками и учителями старых гимназий басен о его «непонятности». Он всегда стремился к массовому народному языку. Стихи с плакатов Роста свидетельствуют, что Маяковский уже в первые годы революции, когда он еще нес на себе груз своего футуристического прошлого, не только стремился, но и умел быть подлинно народным поэтом. И вместе с тем Маяковский всегда воспитывает своего читателя и слушателя, поднимает их языковую культуру.

Вот почему на «однодневных агитках» Маяковского и сейчас еще многому могут поучиться наши молодые поэты.

Все приведенные здесь стихи печатаются впервые по фотографиям Государственного литературного музея и войдут в IV том собрания сочинении Вл. Маяковского.

Мы выбрали такие, которые понятны без рисунка. Первое из них относится к началу войны с Польшей (май 1920 года), второе - к VIII всероссийскому съезду советов (конец 1920 года). Остальные связаны с 1921 годом - началом восстановления народного хозяйства и борьбой с голодом в Поволжье.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены