– Катя, как же ты работаешь?.. Сверло ж не на месте.
– Как наладчик поставил, так и работаю... Ничего, Тонечка, полтораста будет.
– Да ты две сделаешь, если переставишь...
надо, чтобы сразу за резцом – сверло. Поняла? Переставь, Катя, – одна минута...
Катя переставила в головке инструмент, и, действительно, работа пошла быстрее: Катя дала 200%.
А у самой Тони в это утро работа не спорилась: то ли материал был кривой, то ли она слишком волновалась...
Все работавшие у станков видели огромную красную доску, занимавшую полстены.
Около доски дежурили профорг цеха Евланов и Вася Абросимов. В руках у них были листы бумаги и кисти. Как только кто-либо из стахановцев заканчивал норму, Вася писал на листке фамилию и цифру, а Евланов взбирался на табурет и приклеивал листок к доске.
В 7 часов 55 минут утра на красной доске появился белый квадрат.
"Смирнов, первая норма – за 55 минут."
Вторым попал на доску тонин сосед – револьверщик Крючков – горячий, недисциплинированный парень, которого Тоня втянула в соревнование.
«Надо выпрямить материал, а то застревает в патроне», – формулирует Тоня причину своего отставания.
В обеденный перерыв стахановцы поют песни и пляшут под гармошку. Тоню подмывает побежать в столовую, но она сдерживает себя. «Сначала обеспечу хороший материал для второй половины дня, потом попляшу...»
У нее такая привычка – диктовать себе задание и строго его выполнять. Она безжалостна к себе, когда речь идет о выполнении обещания, данного организации. Несколько дней назад Тоня почувствовала себя больной. В этот день были назначены занятия политкружка, которым она руководила как пропагандист. Тоня не успела предупредить о своем недомогании: телефона в квартире нет. Она знала, что ребята соберутся. Превозмогая слабость, она пришла на завод, дала кружковцам задания по учебнику и только после этого вернулась домой.
Звонок.
Стахановская смена возвращается к станкам.
Вася Абросимов отходит от красной доски. Вот он наклоняется над тониным ухом и шепчет горячо:
– Смотри, Егорова тебя обгоняет: она уже вторую норму делает...
– Подожди, Вася, как кончу, подниму руку. Нет, теперь скоро.
Тоня злится на станок. Старенький «Питлер»: его больше чем на 275 оборотов не поставишь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.