Дошли до нас отрывочные сведения об отделке квартиры. Передняя была окрашена желтой клеевой краской. Столовая и гостиная - голубой. Полы были выкрашены красно - желтой краской. Из обстановки поэта сохранилось только несколько вещей: письменный стол, большое кресло, конторка и круглый столик. Сохранились висевший в квартире портрет Пушкина работы художника Кипренского, бронзовая чернильница, разрезной ножик, ножницы, гусиное перо. Вот и все.
Руководивший реставрационными работами М. Д. Беляев должен был отказаться от детальной реставрации квартиры. Был восстановлен кабинет в прежних размерах и уничтожены все следы переделки 1910 года. В квартире был устроен Историко - литературный музей.
Сейчас правительственный Пушкинский комитет решил полностью восстановить квартиру и воссоздать быт семьи Пушкина.
Будет восстановлена парадная лестница с колоннами и возвращены комнаты, оторванные переделкой квартиры. Намечается освобождение второго этажа для того, чтобы туда перенести все литературно - исторические экспозиции, освободив квартиру для полного ее воспроизведения.
Невольно напрашивается вопрос: как же ее восстанавливать, если почти ничего не сохранилось? Не будет ли это недопустимой бутафорией? Следует сказать несколько слов о формальной и фактической достоверности.
Дом Л. Н. Толстого в Хамовниках восстановлен как бытовой музей. Мало кто знает сейчас, что этот дом, в который так и кажется, что вот - вот войдет Толстой, создан путем реконструкции. Когда начиналась работа, в доме почти ничего не было. Реставраторы восстановили дом Толстого по словам очевидцев и документам. Разве это уменьшает его ценность и достоверность? Ничуть.
Руководитель реставрационных работ Б. Шапошников рассказывает:
- По такому же принципу будет восстанавливаться квартира Пушкина. Пользуясь всеми современными научными методами, изучая мемуары, документы, все дошедшие до нас счета, начиная от счетов мебельного мастера Гамбса и кончая счетами извозчика Ивана Савельева за прокат четверки лошадей, мы восстановим пушкинскую квартиру.
Многое уже удалось сделать. Использовав данные счетов мастера Гамбса и портрет Пушкина работы художника Мазера, где поэт изображен сидящим на диване, мы восстановили стиль дивана и создали абсолютно точную копию.
По плану Жуковского известно, что диван стоял, окруженный книжными полками. Один штрих позволил нам определить точное расположение иголок. До нас дошло воспоминание, где сказано, что, когда входили в кабинет к умирающему Пушкину, он был виден между полок.
Известно, что в квартире Пушкина висел его портрет работы Кипренского. Но где висел этот портрет? И вот мы нападаем на воспоминания П. П. Вяземского, тогда студента, пришедшего проститься с телом поэта. Эти воспоминания позволяют установить, что портрет Кипренского висел в гостиной.
Ряд воспоминаний указывает, что в пушкинской квартире не было драпировок, но вот известно, что Николай I, который как «офицеришка», по словам Пушкина, ухаживал за его женой, был недоволен тем, что окна комнаты Наталии Николаевны закрыты занавесками.
Проверив этот факт, мы действительно установили, что занавески на окнах были.
Установлена обстановка столовой: большой буфет, обеденный стол, диван, стенное зеркало.
Но эти вещи для нас - только вехи, по которым мы установим расположение остальных вещей.
Комнаты пушкинской квартиры невелики, и поэтому крупные вещи могут стать только в определенное место, это очень облегчает нашу работу.
К столетию со дня смерти поэта оживет его дом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.