«Все это происходило на маленьком пространстве: комната Александра была возле крыльца, с окном во двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его под пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и прочее и прочее...»
Так писал Пущин, друг поэта, оставивший нам наиболее подробное и интересное описание комнаты Пушкина в пустынном и запущенном доме села Михайловского.
Черты пейзажа, современного Пушкину, сохранились, но дом сгорел. Пейзажу недостает поэтому естественного центра.
Пушкинский комитет решил восстановить сгоревший дом. К сожалению, восстановить всю бытовую обстановку дома нельзя: сведений о комнатах почти не сохранилось. Зато комната Пушкина подробно запечатлена не только в воспоминаниях современников, но и самим поэтом. Там, в комнате:
«Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый...»
Мы воссоздадим облик комнаты, где творил Пушкин. Здесь не должно быть ни капли лжи.
«Пушкин был очень прост во всем, что касалось до внешней обстановки... Иметь простую комнату для литературных занятий было у него даже потребностью таланта и условием производительности. Он не любил картин в своем кабинете, и голая серенькая комната давала ему более вдохновения, чем роскошный кабинет с эстампами, статуями и богатой мебелью, которые обыкновенно развлекали его». Так пишет первый биограф поэта Анненков.
Простая деревянная кровать стояла в этой комнате. Вместо одной ножки под нее было подставлено полено. Некрашеный стол, два стула и шкаф с книгами. Вот облик комнаты, где писались «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».
К столетию со дня смерти поэта Михайловская усадьба и комната Пушкина будут восстановлены.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.