10 марта 1832 года после настойчивых просьб Пушкин получил, наконец, доступ к библиотеке Вольтера.
Библиотека знаменитого писателя и философа хранилась под семью замками в Эрмитаже.
Взволнованно знакомился Пушкин со старинными книгами. От его внимания не ускользнул ни один том, ни одна рукопись. Пушкин составил. полный каталог вольтеровских книг я манускриптов.
В этих записях чувствуется ревнивая рука книголюба. Книги - большая страсть Пушкина, и книги Пушкина многое раскрывают в биографии поэта.
«Прощайте, друзья!» - воскликнул умирающий Пушкин, обращаясь к своим книгам. Смертельно раненый, поэт лежал на диване, между двумя рядами книжных полок.
С книгами был связан и предсмертный бред Пушкина, о котором он рассказал Далю: «Мне было пригрезилось, что я с тобой лезу вверх по этим книгам и полкам высоко... и голова закружилась».
Страсть к чтению развилась у поэта очень рано. 9 - летний Пушкин обнаружил в родительском доме фамильную французскую библиотеку. «Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал одну книгу за другой. Он одарен был памятью неимоверной...» - рассказывал его брат, Л. С. Пушкин.
«Книг, ради бога, книг!» - пишет Пушкин из своей ссылки в Михайловском. И друзья поэта шлют книги в Михайловское ящиками.
Где бы ни находился Пушкин, он всегда был окружен книгами.
«Вчера я обедал у Пушкина, - пишет в дневнике от 16 сентября 1827 года А. Г. Вульф. - В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом, на коем были разбросаны все принадлежности поклонника моды; дружно также на нем лежали Монтескье и журнал Петра первого, ежемесячники Карамзина...»
Такую же картину наблюдали друзья Пушкина, посещавшие его летом 1831 года на его даче, в Царском селе. В небольшом нагретом солнцем кабинете везде лежали книги: на столе, на диване и даже на полу.
Библиотека Пушкина путешествовала с ним из Михайловского в Петербург. В Эрзерум он вез с собой ящики книг. В Оренбурге, как писал Пушкин жене, «по своему обыкновению бродил по всем книжным лавкам».
Книги скоплялись в Михайловском и по мере надобности, постепенно перевозились в Петербург. Так, 30 января 1827 года няня Пушкина Арина Родионовна писала поэту из Михайловского: «Мы, батюшка, от вас ожидали письма, когда вы прикажете перевозить книги, но не могли дождаться, то и вознамерились по вашему старому приказу отправить: то я и посылаю больших и малых книг счетом 124 книги».
Окончательно переехав в Петербург после женитьбы, Пушкин решил перевезти из Михайловского всю свою библиотеку.
В январе 1832 года он писал Осиповой по этому поводу: «Примите мою искреннюю благодарность за те заботы, которые вам угодно было оказать моим книгам. Я злоупотребляю вашей добротой и вашим временем, но умоляю оказать мне последнюю милость - приказать спросить у моих людей в Михайловском, нет ли там еще сундука, присланного в деревню вместе с ящиками, содержавшими мои книги... Он должен содержать... несколько книг, которых я не могу отыскать».
Пополнялась библиотека и книгами родственников. «Я нашел в доме старую библиотеку, - писал Пушкин жене 26 августа 1833 года из имения тещи - Яропольца, - и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам прибудут с вареньем и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».
Бывали случаи и иных поступлений книг. Так, в 1828 году, выиграв в карты у И. Е. Велико - польского, Пушкин получил в уплату 35 томов «Энциклопедии».
Даже в последние годы жизни, несмотря на катастрофически растущие долги, Пушкин с жадностью приобретал книги. После смерти поэта опеке пришлось заплатить книгопродавцу Беллизару 3399 рублей.
Библиотеку умершего поэта расхищали все, начиная от Николая I (он взял себе из библиотеки Пушкина рукописные записки о жизни и смерти Екатерины II) и кончая опекуном семьи Пушкиных Тарасенко - Отрешковым, расхитившим и продавшим значительную часть библиотеки. Но она все же сохранила для нас образ Пушкина как одного из образованнейших и начитаннейших людей своего времени. Он не просто собирал книги и не просто читал их: он книги изучал и с ними спорил.
В составе его библиотеки имеются труды по словесности, истории, языкознанию, географии, статистике, медицине, геологии, искусству и др. И большинство этих книг содержит интереснейшие пометки поэта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.