Два поэта

К Чуковский| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но вот кончилась гражданская война. Пролетариат, впервые в истории, приступил к освоению величайших культурных ценностей прошлого.

Маяковский, ставший к этому времени подлинным выразителем стремлений и вкусов победивших пролетарских масс, счел себя вправе, наконец, во весь голос заявить о своей давнишней, подспудной любви к «веселому хозяину» русской поэзии.

В русской лирике Пушкину посвящено очень много стихов - от Тютчева до Кузьмина; о нем сказано много крылатых, восторженных слов:

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет».

(ТЮТЧЕВ).

Но самое сердечное, самое нежное сказано «горланом» Маяковским в стихотворении «Юбилейное», написанном двенадцать лет назад.

Другие поэты щедро изливали свои слабословим:

«Пушкин - это вдохновенье,

Русской музы воплощенье,

Наших лучших дум и чувств,

Это молодость и ласка,

Это старой няни сказка».

И ничего не выходило: бездушная трескотня комплиментов.

«Поэтический мессия,

Он велик, как вся Россия»

или что - то в этом роде.

Получалось черство и фразисто. У Маяковского же вся сила его стихотворения в том, что здесь он начисто отказался от этой традиции прославлять поэта пышными каталогами подобострастных эпитетов. В «Юбилейном» нет никаких фимиамов и гимнов. Маяковский обращается не к Пушкину - классику, не к Пушкину - кумиру эстетов и гимназисток, а к Пушкину - другу, единственному, который может понять и разделить его боль. Маяковский ни на миг не сомневается в сочувствии Пушкина к своим горестям, он доверчиво, по - дружески выкладывает перед ним свою душу, и это лучше всех выспренних гимнов выражает его нежность к Александру Сергеевичу.

Маяковский ненавидел слово «классик». В этом слове ему чудилось что - то закостенелое, мертвое. Помню, с каким любопытством он расспрашивал меня об интимнейших подробностях жизни Некрасова.

- Зачем вам это нужно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Попытка бегства

Глава из романа «Пушкин в Михайловском»