Человек и его дело иной раз так породнятся, что представить их порознь просто - напросто невозможно, будто человек появился на свет вместе со своим делом. Это чувство нераздельности, слитности с делом всегда было особенно сильно у моряков. Тут можно сказать, не всегда и поймёшь, кто кого породил: корабль - моряка или моряк - свой корабль? И когда гибнет корабль, моряк до конца своей жизни помнит его, как потерянную любовь, а погибни моряк - и корабль вберёт его имя, его повадки, его подвиги в своё металлическое тело запасом добавочной прочности и уже никогда, ни за что не расстанется с ним.
Так придётся и мне, рассказывая о черноморском моряке, Герое Советского Союза Григории Куропятникове, начать с его корабля.
«Морской охотник» 065 начал войну с фашистами в 7 часов 53 минуты 22 июня 1941 года, открыв огонь по румынскому пикету и через пять минут уничтожив его. Эта короткая схватка была первой на Чёрном море. Она положила начало новой жизни для всего экипажа, той неожиданной жизни, которая называется войной и которая быстро изменила всех на свой лад.
С тех пор как прозвучал первый выстрел, летопись боевых дел маленького судёнышка, даже в сухом изложении корабельного журнала, давно уже выросла в увлекательное произведение, которым по праву гордится Черноморский флот.
Боевая история сторожевого катера 065 - это часть героической обороны Одессы и Севастополя, страничка борьбы за Керченский полуостров, глава из жестокой повести о штурмах Новороссийска.
На Дунае в первую схватку осколком неприятельского снаряда перебило флаг, и флаг корабля упал. Тогда сигнальщик Василий Потапов, рискуя жизнью, поднял на рею простреленное полотнище.
- Правильно! - сказал командир катера, хотя, погибни в тот час Потапов, ему было бы безмерно тяжело.
Это было правильно потому, что сразу намечало путь, по которому должен идти экипаж «СК - 065», - путь гордой защиты своего флага, своей чести.
Когда старшина Степан Скляр, командир носового орудия, спокойно стоит под жестоким обстрелом, друзья кричат ему: «Нагнись» - а он с удивлением переспрашивает: «А зачем это? Нагибаться?..»
Так сражались отважные моряки катера 065. На нём рос и воспитывался старшина 2 - й статьи, бывший токарь Кировоградского машиностроительного завода Григорий Куропятников.
Сто семнадцать раз конвоировал катер транспорты с вооружением и резервами, сбил 3 и подбил 6 самолётов противника, перебрасывал на себе десантные войска, 140 суток провёл в боевых дозорах, много раз выходил на поиски и бомбёжку вражеских подводных лодок, высаживал разведчиков в тыл врага и оказывал помощь нашим кораблям и самолётам, потерпевшим аварию.
Сторожевому катеру 065 было присвоено звание гвардейского, и весь экипаж его награждён орденами и медалями.
Однажды в штурмовую весеннюю ночь катер конвоировал транспорт с ценнейшим военным грузом. Рейс был опасный. Всю ночь «охотник» кружил вокруг транспорта, всю ночь экипаж ни на секунду не сомкнул глаз. Мокрые «до дна души», измотанные штормом моряки настороженно ожидали неизбежной встречи с врагом.
Он появился на рассвете. Два вражеских катера мелькнули на горизонте, готовые к атаке на транспорт, но «морской охотник» прогнал их. А в половине седьмого утра краснофлотец Максимов доложил о показавшемся «юнкерсе». Однако отогнали и его.
- А схватка будет горячая, - сказал командир. - Сейчас он всех своих притащит...
И действительно, вскоре показалось свыше двух десятков бомбардировщиков «Ю - 87». Они шли со стороны солнца прямо на катер, оставив пока что в покое транспорт.
Четыре «Ю - 87» стали пикировать первыми. Смерть заиграла вокруг «СК - 065». Катер сражался, будто он был не маленьким судёнышком, а линкором, сражался с беззаветной отвагой.
Командир катера Иван Перевозников, первым из черноморских моряков давший залп по врагам 22 июня 1941 года у Новой Килии, бил в упор по самолётам. Все, кто не были заняты управлением кораблём, стали у орудий и пулемётов.
Отбита одна атака. Отбита вторая.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из фронтового блокнота