ВСПАШКА сохой, до сих пор применяемая русскими крестьянами, требует чрезвычайно большой затраты времени и рабочей силы. Рабочий день дает лишь четверть десятины вспашки. Плуг, запряженный двумя лошадьми, на обычной плохой земле дает также не более полудесятины. При этом пласт земли только раздроблен, не перевернут; его еще и боронить надо раза два - три что отнимает также несколько дней.
Между тем, опираясь на успехи современной техники, эти сроки можно сократить во много раз, да и тяжелую крестьянскую работу сделать гораздо более легкой.
Вот вам вспашка в Америке: две с половиной десятины в день. Это вспашка трактором. Трактор может тащить за собой двенадцатилемешный плуг, запахивая сразу целую сажень, и притом так, что и боронить потом не нужно.
Легче у нас посев. Он не требует огромной затраты рабочей силы, хотя и отнимает много рабочих часов, но зато качество ручного посева ниже всякой критики: где густо, где пусто. Местами плешь, а местами такая густота, что колос, не успев созреть, ложится. И мало того, что в местах, где посев слишком густ, зерно плохо наливается и урожай выходит пестрым, густой посев еще и землю портит: под густым посевом земля плохо высыхает, плохо проветривается, плохо прогревается, а в весенние и осенние заморозки на таких местах посевы больше всего страдают от холода.
Всего этого американский земледелец не знает, благодаря рядовой сеялке, обеспечивающей ровный посев. Она кладет зерно к зерну; колосья от этого во всходах - как солдаты в строю, - ровные, как на подбор, да полные, потому что и света, и почвы на каждого в борозде приходится поровну, и притом вдоволь, т. к. густоты нет. Конечно, для хорошего урожая на плохой земле нужно еще и удобрение, положенное во - время и стол - ком. Но там, где удобрение не надобно, как у нас в черноземной полосе, урожай, главным образом, зависит (если семена не плохи) от умелой вспашки и посева.
Что же получают американцы от своей машинной работы на пашне? Вместо 46 пудов, как у нас в СССР - по 95, т. - е. больше чем вдвое. Оттого и полу - чается так, что земледелием в Америке (мы го - корим о Соединенных Штатах) занимается всего 40 миллионов человек, а получают они хлеба в 11/2 раза больше чем наши 100 миллионов земледельцев. Если бы у нас в СССР поставить земледелие так, как у американцев, то мы могли бы получить не 5 миллиардов пудов хлеба, как теперь с трудом получаем, а 28 миллиардов, т. - е. приблизительное 51/2 раз больше нашего теперешнего урожая.
Но этого мало. Мы даем не только меньше хлеба, чем мы можем дать, но он обходится еще и дороже, чем дают американцы. Но дорогой цены за хлеб на заграничных рынках никто не даст, если есть дешевый американский. И оттого мы должны продавать свой хлеб тоже дешево, а потому и заработок на нем имеем плохой. Отчего же это? Оттого, что мы много рабочего времени тратим не только на вспашку и посев, но и на разную уборку урожая. Жнут у нас серпами, кое - где косят косами, а еще реже - машинами - жатками. Сжатый хлеб с поля возят! домой па гумно или на ток, молотят цепами, редко молотильными камнями и еще реже машинами - молотилками. Потом веют хлеб с лопаты, хотя все больше и больше переходим на ручные веялки. А в Америке как это все происходит?
Поглядите на рис. 1. По полю движется трактор; около него жатка. Жатка эта не только жнет, но и вяжет снопы, складывает их в копны и сбрасывает, укладывая их рядами. Другой трактор приводит в движение молотилку, и она тут же в поле (рис. 2) не только молотит, но и отвеивает зерно и собирает его в мешки. Все время она передвигается по полю за жаткой и оставляет после себя готовые ряды мешков, (рис. 4) полных отвеянного, чистого зерна. Их стоит только подобрать, да на целом поезде из телег или грузовых полков тем же трактором свезти либо на мельницу, либо в элеватор - огромное, многоэтажное зернохранилище (рис. 4 и 5). А из элеваторов его уже по железной дороге, Или на пароходах развезут куда требуется (рис. 6 и 7). Нет нужды каждому строить и тратиться на амбар; нет нужды терять время на свозку жатвы с поля домой разгрузку ее на гумно, погрузку зерна с гумна на возы, перевозку на рынок, разгрузку на рынке и т. д.
Но этого мало. Даже и печеный хлеб в Америке делают при помощи машин. Ведь у нас даже в торговых булочных до сих пор хлеб и месят и разделывают руками, а пекут - много, много если по сотне хлебов зараз, исключая отдельные хлебопекарни в больших городах. У американцев это все делают машины. Они и месят (рис. 8), они и разделывают тесто на хлеба (рис. 9), они и укладывают хлебы на листы (рис. 10;, они же и пекут их в чистеньких, небольших электрических печах, выбрасывая на рынок из одной булочной десятки сотни тысяч дешевых, вкусных хлебов. Все делают машины - от зерна до каравая.
Можно ли этого добиться у нас?
Конечно!
Не так давно сельское хозяйство Соединенных Штатов Америки так же, как и наше, не знало никаких усовершенствований. Несколько десятков лет произвели совершенный переворот в нем, хотя и до сих пор в Америке можно найти отдельные уголки, где не все процессы земледелия машинизированы.
Для СССР понадобится, конечно, гораздо меньший срок. В Америке машинизация сельского хозяйства долгое время являлась результатом частного почина отдельного хозяина, ищущего большой прибыли. Только в последние годы тамошним правительством стали отпускаться значительные средства на сельскохозяйственные улучшения.
В СССР машинизация сельского хозяйства является одной из важнейших задач, которые ставит себе Советская власть. Без машинизации сельского хозяйства невозможен перевод его на общественные начала, невозможно строительство социализма в деревне. Отсюда и заботы о тракторах, о сельскохозяйственных машинах, которые должны заменить в деревнях теперешнюю ручную работу.
Сейчас проводится эта работа в довольно больших размерах. Совсем недавно СССР закупил в Америке более 10.000 тракторов. В деревнях организуются машинные товарищества, объединяющие средства отдельных крестьянских хозяйств для закупки машин. Государство всячески идет им навстречу, оказывая кредит, допуская льготную рассрочку выплаты и т. д. Все шире ставится вопрос об общественном хлебопечении, а отсюда один шаг к тем хлебным фабрикам, которые так распространены в Америке.
Техника Америки показывает нам наше будущее: машина займет и у нас такое же место, и так как она будет работать на пользу социализма, а не ради обогащения отдельных хозяев, то она будет еще более облегчать труд человека.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.