НАС, ЭКСКУРСАНТОВ, 30 человек. Все - «своя братва», комсомольцы. Среди кепок алеют платки «девчат» - веселых и компанейских товарищей, как и все остальные. «Руководов» - двое «дядей», состарившихся в путешествиях, собаку съевших в этих местах и настолько набитых всякими знаниями и сведениями, что мы зовем их между собою «справбюро». Большинство ребят из нашей группы впервые выбрались из города и потому жадно, всем существом, вбирают в себя новизну путешествия.
Поезд мчится по типичной калмыцкой степи. Направо и налево плоско и гладко. Только кое - где стада верблюдов, да по низинам, в оврагах, у мелких кустарников растительности - глинобитные маленькие домики. Наших бревенчатых изб и помину нет. Около Армавира начинаются бесконечные подсолнечниковые поля. На юг посмотришь - все зелено, на север - все желто: огромные соцветия все повернулись к югу. Места эти издавна считаются житницей «семечек» и «краем подсолнечного масла», так как семечки вызревают здесь особенно хорошо. Станция Владикавказ. Отсюда путь намечен по Военно - Грузинской дороге до Тифлиса. «Как ехать?» - этот вопрос обсуждается всеми долго и бурно. Одни предлагают ехать на лошадях; другие стоят за автомобиль. Третьи - и пешком не прочь пройти всю дорогу. Но двести верст пройти, да еще в горах, - глаза вылезут, а на лошадях ехать - тоже интереса мало: натрясешься.
Голосуем; большинство - за поездку в авто...
Договариваемся с шоферами, кое - как набиваемся в четыре старых «примуса» и айда в путь...
Дорога идет берегом Терека, шумно пенящегося, прыгающего с камня на камень, но в общем довольно мелкой, незначительной речки. Первую станцию пролетаем быстро. После Балты и... Дарьяльское ущелье.
О Дарьяльском ущелье каждый из нас слышал и еще больше читал. Поэтому все «едят» глазами эти места. Да - скалы чертовски мрачны. Жуть... Висят они над самой дорогой, так что чудится - вот - вот оторвется какая и упадет. Одна так даже и шатается. И так и кажется, что вот - вот сорвется: такие случаи, ведь, здесь не в редкость. Впрочем, не столько сами скалы срываются, сколько снег, тающий на горах; он и уносит с собой камни. Один из наших «справбюро» рассказывает, что лет 10 тому назад, когда он - проезжал здесь, перед самой его лошадью дорогу завалило камнями так, что пришлось нанимать осетинов, которые перетащили экипаж. Часто случается, что и людей заваливает камнями.
Несколько раз переезжали через Терек по легким мостикам. Ущелье тесное; кое - где виднеются старинные башни. И про какую ни спросишь, все - «башня Тамары».
Царица Тамара, которая жила лет тысячу тому назад (или больше), оставила, видно, по себе глубокий след в воспоминаниях. Всякую постройку приписывают ей, и большинство считает ее злой и жестокой. Все эти башни были будто бы построены ею только для того, чтобы следить за дорогами и грабить купецкие» караваны. Так оно и было; но в действительности это дело не одной Тамары, а десятков царей и царьков, живших то же «работой».
Шоферы делают частые остановки и мы пользуемся этим, чтобы несколько размять свои ноги, оглядеться.
Кончается Дарьял, и мы вступаем в более широкое и веселое ущелье. Заметнее становится приближение возвышенных мест; встречаются все чаще и чаще горные растения, появляется желтый кавказский рододендрон. Горы раздвигаются. Воздух прозрачности изумительной. Кое - где в отдалении можно видеть за целую версту большие стада баранов и лошадей, которые кажутся резкими, черными точками. Вышина гор тут достигает около 21/2 верст, а главный горный массив - еще впереди и будет гораздо выше.
Незаметно, часа через два, мы приезжаем и на станцию, у самого подножья огромной горы Казбек - около 5059 метров вышиною и третьей по вышине горы Кавказа (первая будет по вышине Эльбрус - 5.500 метров, вторая - Дых - Тау). Раздвинувшиеся тучи открывают остроконечную белую шапку огромного Казбека. Девчата замирают перед ее мощной, невиданной красотой...
Небольшая остановка. Мы накупаем массу всяких минералов у горцев.
После Казбека ущелье явно раздвигается. Горы становятся ниже, долина реки куда - то уходит далеко вглубь. Мы начинаем приближаться к перевалу. Кое - где опять замечаются развалины и старинные, очень маленькие христианские церковки. Тут, в этих неприступных горах Кавказа, все время держалось христианство. Эта самая дорога, по-видимому, и есть тот путь, по которому некогда европейские народы пришли в Европу из сердца Азии. Так говорят нам наши руководы.
Существует еще предположение, по которому переселения совершились не этим путем, а через «Дербентские ворота», мимо Каспийского моря. Там, действительно, также можно обойти Кавказ, так как около самого моря только в одном Дербенте скалы не подходят к самому берегу и тут, действительно, природой устроен как бы проход из Азии в Европу.
Мы все время несемся вдоль берега Терека и поднимаемся над этим берегом все выше и выше. Самая речка становится все меньше заметной. Сейчас она вьется где - то там, внизу, а мы опять высоко в горах. Начинают попадаться уже и полянки - все в снегу, хотя солнце и «шпарит» во - всю. Еще выше - и мы попадаем в настоящие коридоры - туннели, которые сделаны нарочно для того, чтобы дорогу не заваливали снежные и каменные лавины. Эти туннели и сейчас еще не кончены и над ними все еще работают. Раньше их вовсе не было; только кое - где над дорогой делались простые деревянные крыши, которые, конечно, никакой лавины удержать не могли. Руководы говорят, что точно такие же деревянные крыши над дорогами, заносимыми снегами, устраиваются в Норвегии. Там даже и над железной дорогой проведена такая крыша, так как в Северной Норвегии жел. дороги проходят в таких местах, где лед держится круглый год даже на не особенно высоких горах.
Мы поднимаемся все выше и выше. Местность становится каменистей и обнаженное. Высоко, но хо - пода мы никакого не испытываем, так как на наше счастье нет ветра. Авто мчится со скоростью 30 верст в час... и мы у «Крестового перевала» - самой высшей точки нашей дороги. Отсюда уже - спуск. Вся дорога спускается «кренделями», кривыми изгибами. Автомобили наши летят с молниеносной быстротой, делая, вероятно, верст 70 в час и устраивая самые крутые «виражи» на поворотах. Шофер, однако, не смущается и все время рассказываем нам, что на этом, вот, месте слетел недавно авто и разбился вдребезги, на этом - вылетел пассажир, а шофер остался жив, на другом вылетел шофер, а пассажир остался цел и т. д. и т. п. Некоторые из нас начинают призадумываться и становятся менее разговорчивы.
В течение двух - трех минут мы делаем, чуть ли не поворотов пятнадцать. Наконец, мы внизу. Но дальше мы снова идем отчаянно шибким ходом. Внизу чувствуется, что мы совсем в другом климате. Становится гораздо теплее. Долина шире, веселее. Еще около часа - и мы на станции Ананур, где ущелье опять тесно, но зато покрыто красивыми лиственными деревьями.
На станции нас ждет на веранде накрытый стол и целый готовый горячий обед. Все заказано нашими «справбюро» по телеграфу с Казбека.
Через полчаса мы снова в пути, вздымая облака пыли. Горы опять слегка отодвигаются и дают больше простора. Мы быстро скатываемся вниз, проезжаем; мимо города Душет, расположенного верстах в двух от дороги. Но только к самому вечеру, к восьми часам, приближаемся к г. Мцхету, где, в сущности говоря, можно считать Военно - Грузинскую дорогу оконченной. Тут она выходит уже в долину реки Куры, а рядом с ней бежит и железная дорога, по которой можно отсюда доехать до Тифлиса.
... Вдали огни Тифлиса. К двум часам ночи только звонкий храп под высокими потолками гостеприимного дома. Это «братва» задувает кому где пришлось.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.