В КАССЕ за получкой вытянулась очередь рабочих. Когда один из комсомольцев расписывался против графы, где стояла цифра «20», его глаза скользнули выше. Там стояли цифры 40, 50, 60. Домой комсомолец шел, задумавшись.
«Ради чего совершали мы революцию, - думалось ему, - конечно, для того, чтобы всем жилось одинаково хорошо. А где это равенство? Вот мы с Колькой Швецовым - комсольцы. И что же? Я здесь 20 р. получаю, а он в литейном цехе все 60 загребает. Да, мало того. Инженеры наши вдвое и втрое получают. Выходит, что о равенстве только говорили, - а на деле его нет...»
Дома у печки гремела ухватами мать. У стола пригорюнилась тетка, приехавшая погостить из деревни.
- Здравствуй, племянничек!
- Здравствуй, тетка, что тебе в деревне не сидится - все в город ездишь?
- Да больно уж хорошо у вас, в городе. Жизнь легкая, привольная...
Тетка с племянником не раз вступали такие словесные перестрелки. - Ну, и легкая! - возмутился комсомолец.
- Конечно, конечно, легкая... Вон у вас восемь часов работай - остальное время отдыхай. А у нас? Круглый день, как белка в колесе вертишься. Заболеет рабочий, ему все - таки получку дают. Всяких прав у вас больше...
Тетка промолчала и намеренно громко вздохнула:
- Говорили - равенство, все должны равны быть. А вышло что? Рабочий - родной сын, а крестьянин - пасынок. Нету равенства промеж них.
* *
Вечером комсомолец возвращался из клуба с руководителем драматического кружка. Петр Иванович любил поспорить с комсомольцами о Советской власти, о революция. Работал он хорошо, но скорее из любви к самому драматическому искусству, чем из симпатии к коммунистам.
- Возьмем хотя бы равенство, - начал он. - Говорил я всегда: не может быть равенства. Что же вы - дурака с умным уравняете? Взять меня. Я обладаю талантом. Разве можно поставить знак равенства между мной и какой - либо бездарностью?
Комсомолец угрюмо молчал. Но Петр Иванович, оседлав любимого конька, не замечал этой невежливости.
- Ну, кричали на митингах, орали во всю глотку, но правы оказались только интеллигентные люди (тут Петр Иванович даже приосанился). Люди с дарованием, с образованием, спецы - все равно выше стоят. Небось, спецу четвертной билет в месяц не положишь. Так и рассыпались в прах мечты большевиков о равенстве...
О РАВЕНСТВЕ заговорили первыми не коммунисты.
Великая Французская Революция, разразившаяся в конце XVIII века, т. е сто с лишним лет тому назад, несла на своих знаменах лозунг: «Братство, равенство, свобода». Революция эта была буржуазной. Французская буржуазия сбрасывала оковы дворянско-помещичьего (феодального) строя. Что она подразумевала под лозунгом «равенство»?
Может быть, речь шла об уничтожении состоятельных и бедняков, богачей и нищих? Отдельные пылкие головы мечтали и об этом. Но буржуазия, конечно, такой программы начертать не могла. Уничтожение разницы в имущественном положении людей возможно только при отсутствии частной собственности, когда все блага принадлежат не отдельным лицам, а всему обществу. Речь шла о равенстве перед законом, о равенстве политическом. Сословные преимущества дворянства мешали буржуазии накоплять без удержу богатства, именно, на основе частной собственности.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.