«Избранные произведения русских и мировых классиков», ГИЗ, 1926
НАША молодежь ощущает огромную потребность в самообразовании. Многие из нас не прошли систематической выучка и брали свои знания урывками, по клочкам и на ходу, едва отрываясь для этого отгон иногда с ножной, спешной и ответственной работы, в которой не было недостатка в горячие годы революции.
И сейчас, среди установившихся отношений, одной школьной грамотности недостаточно. Самостоятельные занятия, занятия изо дня в день над своим самообразованием ни на минуту не отпадают.
Политическая грамотность делает нас сознательными и активными борцами за дело революции, точные, практические знания позволяют нам стать строителями нашего хозяйства, но за пределами этого остается еще огромная и зачастую непочатая область нашей культурной и воспитательной обработки. И в этой области художественная литература занимает преимущественное значение, храня в себе действительно неисчерпаемый запас ценностей. Нужно только найти к ним подход и суметь их взять, тем более, что многим из нас приходится за это дело браться впервые и заново.
Невольно возникают вопросы: можно ли успеть? Как начать, и хватит ли сил и времени, чтобы справиться с этим наследством, заключенным во многих сотнях томов на многих тысячах страниц?
Наиболее правильным ответом на поставленные вопросы, нам кажется, будет указать на необходимость системы и выбора нужной книги, кроме того, чьего - то, может быть заочного, руководства. Большую роль в этом деле должны сыграть издательства, подавая читателю книгу, писателя, произведение в наиболее общедоступной, наиболее организованной и подготовленной форме.
***
ГОСУДАРСТВЕННОЕ издательство своевременно учло потребность массового читателя на художественную литературу в такой издательской обработке, которая при минимуме затраты сил и времени открывает доступ к наиболее ценному в нашем литературном наследстве. Мы говорим об издании «Избранных произведений русских и иностранных классиков». Уже вышли в свет «Сказки» Салтыкова - Щедрина, «Избранные произведения» Г. Успенского, В. Короленко, В. Вересаева, «Избранные рассказы» Н. Лескова и Л. Андреевн. Размер каждого выпуска колеблется от 300 до 350 страниц и цена относительно доступная - 1 р. 10 к. - 1 р. 50 к. за том. Каждая книга снабжена вступительным очерком о творчестве писателя, биографическими и библиографическими сведениями, комментариями к произведениям и портретом автора. В большинстве случаев в эти «однотомники» включены наиболее характерные и доступные по размерам цельные произведения и. лишь когда это невозможно - характерные отрывки. Можно с уверенностью сказать, что такое издание классиков удовлетворяет потребность не только начинающего читателя, предоставляя ему возможность вполне доступного и цельного ознакомления с автором, но оно не менее ценно и для широких уже сложившихся читательских кругов, так как оно обобщает представление о писателе, систематизирует ранее полученные представления о нем.
***
ЧТО ТАКОЕ «классики и почему они должны быть поставлены в центр наших читательских интересов? Вопрос этот сложный и требует специальных разъяснений; кратко на него можно дать лишь следующий ответ. Проследите нашу или какую другую современность, и вы заметите как на титульных листах книг, в оглавлениях журналов пестрит бесконечное количество фамилий. Но в истории, в памяти остается не так уже много имен. Этих «запомненных» принято называть «классиками». Тут действует исторически обоснованный отбор. Выживают такие писатели, которые наиболее всесторонне и полно выразили настроение и мироощущения той или иней исторически активной социально - классовой группы. Каждое слово и каждая мысль такого писателя в его творчестве сомкнуты со сложным диалектическим процессом в жизни. Такой мастер - не только мастер своего времени, в нем для любого времени скрыт неисчерпаемый запас навыков, приемов, отношений и оценок, которые навсегда сохраняют свою ценность для восприятия и обобщения окружающей нас жизни. Бегло присмотримся к творчеству нескольких писателей, избранные произведения которых уже появились в отмеченной серии Госиздата, и мы убедимся в глубоком своеобразии и особом значении каждого из них.
* **
ПЕРВЫМ в исторической последовательности стоит М. Е. Салтыков - Щедрин, столетие со дня рождения которого исполнилось в этом году.
Помещик по своему социальному происхождению, он вступает в литературу в начале 60 - х годов и примыкает к радикально - демократическому крылу Чернышевского. Противоречия эпохи ломки помещичьей России и нарождения капитализма в условиях деспотического и бюрократического государства насыщают его творчество гневом, обличением и протестом и выковывают его гениальный сатирический дар.
Центральные и высшие по художественным достижениям произведения Салтыкова всецело выполнили тот социальный заказ, который предъявляет писателю его время.
Гениальная сатира на обще - национальный государственный абсолютизм и народную пассивность с громадной силой воплощена в «Истории одного города»; разложение помещичьей собственности и развал семьи изображены в бессмертных образах «Господ Головлевых»; нарождение русской буржуазии - господ Деруновых, Колупаевых и Разуваевых, увековечено в отдельных очерках из циклов «Благонамеренные речи» и «Убежище Монрепо» и в заключительном произведении «Пошехонская старина»; с исключительной силой и художественной изобразительностью дана, может быть, самая потрясающая во всей нашей литературе картина бытовой жизни крепостного крестьянства и поместного дворянства 30 - 40 г.г. Однако условия творческой работы, в связи с журнальной деятельностью и постоянными откликами на требования дня, наложили отпечаток на творчество Салтыкова и несколько усложняют начинающему читателю найти руководящую нить, которая правильно провела бы его по лабиринтам произведений Салтыкова.
И вот таким ключом следует считать «Сказки» в издании упомянутой серии «Избранных классиков» (к сожалению, вступительная статья к ним в этом издании не дает читателю дальнейшего направления после «Сказок»).
В «Сказках» Салтыков подвел итоги своим раздумьям о российской действительности. По форме «Сказки» представляют глубоко - своеобразный вид короткого и занимательного рассказа. Их три десятка. В них мы находим и легкий сатирический очерк о современном журналисте (Обманщик - газетчик»), и резкий памфлет на умеренно - вольнолюбивого российского политика («Либерал»), и острую зарисовку царских санов - никое («Праздный разговор»), и с глубоким трагизмом разработанные рассказы о крестьянке, у которой сгорел мальчик («Деревенский пожар»). Все это глубоко реальные, из самой жизни выхваченные темы и образы.
* * *
ТА ЖЕ пореформенная Россия нашла свое отражение в творчестве следующего «классика в намеченной нами последовательности - Г. И. Успенского.
Успенский уже не имеет за собой помещичьих корней и вступает в литературу представителем демократической интеллигенции. Для понимания его творчества необходимо отметить тот массовый приход разночинца, которым отмечены 60 - е годы. Приход в столицы жаждущих работы, знания и прав детей провинциального духовенства, чиновничества, вызвал целое идейное и политическое движение так называемого народничества. Разночинец чувствовал себя в новой обстановке чуждым пришельцем; он был лично обездолен, пока еще он парий нарождающегося буржуазного общества и поэтому особенно чуток к общей нищете и бесправию народа. Он провозглашает себя народным заступником и свою веру он объявляет как еще смутную и еще неосознанную веру всего народа. И народ для него - многомиллионное русское крестьянство. Успенский - типичный и огромный по размерам своего дарования писатель - народник. Центр его творческого внимания направлен на судьбы русского крестьянства. Он следует по пятам преследуемого нуждой мужика.
В теоретических построениях народники и Успенского были ошибки (непризнавание капитализма и непонимание историч. роли тариата), но это не помешало ему правдиво и художественно передать все разнообразие настроений и обстановки России того времени. Его творчество - богатейшая галерея крепко, колоритно и индивидуально зарисованных образов, которые типически запечатлевают сложный процесс перегруппировки общественных сил того времени, - и в этом своеобразное значение этого писателя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Открытие северного полюса