О семье прошлого, настоящего и будущего

Э Норов| опубликовано в номере №67, декабрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

В комсомольских кругах часто в почете наплевательское отношение к семье. Супруги, которые живут прочной семьей, вызывают косые улыбки.» Семейное счастье» - то же самое, что и «мещанство».

В этом отношении содержатся и здоровое и нездоровое начала.

Семья, как таковая, в конечном счете, отражает экономический уклад общества. Буржуазная семья, унаследованная нами и качестве единственно законченной и стройной системы отношений между полами, с одной стороны, между кровными родственниками - с другой, - эта семья не является исключением. Замкнутая, стянутая обручем «кумовства», узкой семенной солидарности, держащаяся, главным образом, на основе общего имущества и легко распадающаяся при имущественном разделе, она отражает строй автономных товаропроизводителей, которые выступают в хозяйстве, как совершенно независимые друг от друга единицы. Она отражает рассыпной строй товарного, буржуазного хозяйства в противовес сомкнутому строю хозяйства социалистического, в котором каждый винтик приведен в общую связь с остальными единым планом и единым хозяйственным интересом.

«Человек - человеку волк» - гласит ста - рая пословица. Отдельный хозяйчик видит путь к своему благополучию только через поверженные тела своих соперников. Он не видит вокруг себя никого, кроме этих соперников. Семья для этого мелкого хозяйчика - предел солидарности интересов, предел, определяемый границами общности имущества. Национальная солидарность, воистину «дым отечества», который «сладок и приятен», но который играет лишь роль дымовой завесы для самых хищнических инстинктов этого отдельного буржуа или группы буржуа, заключивших между собой такой же союз, какой заключают волки, нападающие на добычу, непосильную для одного. Самая злостная спекуляция, самое дикое шкурничество характерны для буржуазии времен патриотического подъема.

Победивший рабочий класс раздвинул солидарность, братские отношения, вдохновленную привязанность к общему идеалу далеко за пределы жалкой семейной скорлупы. Узы совершенно невиданного товарищества связывают сейчас людей, не находящихся между собой ни в какой, даже отдаленной, степени родства. Совместная работа и совместная борьба роднит людей между собой; различие общественных взглядов вырывает пропасть между братьями, между отцом и сыном, матерью и дочерью. Проблема «отцов» и «детей», проблема семейного разлада на почве разных устремлений и разных взглядов существовала задолго до нашего революционного времени. Но именно революция, сбросив с пьедестала старых богов лживой буржуазной нравственности, поставила лицом к лицу интересы семьи и класса, к которому тяготеет бунтующий член семьи. Теперь уже не существует боязни оскорбить общественную нравственность разрывом с семьей. «Проклятие отца» стало достоянием прошлого.

В борьбе против ограничительных свойств семьи, против бегства в семейную тихую пристань от бурных тягот общественной борьбы заключается здоровое начало того отрицательного отношения к семье, какое укоренилось среди комсомольцев.

Но медаль имеет свою оборотную сторону.

Разоблачив «святую святых» семьи и наполнив совершенно новыми интересами жизнь прежнего («одиночки», революция еще не привела нас к такому уровню производительных сил, который позволяет отбросить, как ненужную ветошь, материальную оболочку семьи. Не всегда даже семейную кухню удается вытеснить общественной столовой. Тем более, нельзя отказаться от материальных обязательств по семейному признаку.

Отсюда ясно, в чем нездоровое на - чадо «наплевательского») отношения в семье. Оно заключается в преждевременном стремлении переложить свои материальные долги на плечи государства, в стремлении оградить себя от таких забот, которые неизбежно вытекают из общего нашего материального уровня.

Трудно точно предугадать, в какие формы выльются брак и семья в коммунистическом обществе. Некоторые, чересчур поспешные фантазеры, спешат провозгласить любовь по «ордерам», иные предсказывают полную беспорядочность в половых отношениях, и все это при одобрительном негодовании буржуазии. С точки зрения исторической трудно негодовать даже против этой формы, ибо она уже имела место в прошлом, и никоим образом тогдашние первобытные общины не страдали так от половых излишеств и извращений, как нынешнее буржуазное общество.

Можно, однако, предположить, более согласно с нашими теперешними взглядами на брак, что брак будет длительным парным сожительством.

Одно совершенно ясно, что материальные скрепы брака исчезнут. Дети уже не будут держать на привязи супругов. Нетрудоспособные члены семьи будут содержаться всем обществом, а не индивидуальными усилиями их родственников. Падение перегородок между семьями, исчезновение ограниченности круга знакомств, благодаря устранению всяких формальностей и узости взглядов, широкое общение на работе и отдыхе народных масс, - все это, вероятно, низведет до нуля роль семьи и так называемого, семейного очага.

Но это музыка будущего.

Теперешняя задача состоит в том, чтобы, не забегая вперед, устранять из семейных и брачных отношений собственническую закваску, но сохранять материальную взаимную ответственность перед обществом. Без этого семейный развал будет взваливать на общество только излишние накладные расходы, отвлекающие средства от гораздо более насущных и никак непереложимых на отдельных лиц расходов по индустриализации страны и ее культурному подъему, ведущим нас к коммунизму, а, значит, и к коммунистической переделке семьи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены