ПЕРЕД нами новый роман Горького, в котором дана широкая картина жизни нашей «отечественной» буржуазии. Три поколения семейства Артамоновых демонстрируют перед читателем основные этапы развития класса промышленники». Горький - художник провинции вообще и на этот раз избрал провинциальную буржуазию и вылепил фигуры, характеры и обстановку сочно и со свойственной ему тщательностью. «Дело Артамоновых» - зрелое и высоко художественное произведение. Отдельные штрихи его слагаются в глубокие и психологические образы, отдельные картины запечатлевают наиболее рельефное из взятой действительности, люди даны в глубоко реалистической обрисовке. Портретность образов романа мастерски соединена с типическим значением каждого из них, живые лица здесь мастерски возведены до блестящих социальных характеристик.
Интересно проследить наследников Артамоновых, как в каждом из них отражается экономическое, политическое и нравственное состояние класса в отдельные периоды, и как история этого развития одновременно явилась и историей разложения.
НЕИЗВЕСТНЫМ человеком вступает в жизнь Артамонов - родоначальник семейства и основатель «дела». Он воплощает в себе какую - то решительно действующую силу, которая не считается с обычным правом и топчет сонную жизнь городка, где завязывается действие романа. Это 60 - е годы прошлого века, когда только что произошло падение крепостного права. Артамонов - бывший дворовый человек помещика, за неизвестные услуги отпущен «на свободу» с деньгами. Он быстро улавливает темп жизни и со всею решительностью приступает к «делу».
Он не только цепок, но и протестующе настроен и убежден в правоте своей:
Теперь всяк должен показать себя к чему годен. Дворянству конец подписан, теперь вы сами дворяне, - слышите!» - уверенно наставляет он своих сыновей. С появлением этого человека на окраине города «среди примятых кустов тальника вытянулась длинная мясного цвета фабрика», которая как бы становится действующим лицом романа, дыхание ее труб становится дыханием всей окружающей жизни.
Артамонов - отец - продукт начального промышленного капитализма, победоносно овладевающего жизнью.
ПРОШЛО 10, прошло 20 лет. Из трех сыновей только двое «пристали к делу», третий свихнулся в монастырь. Все же первые наследники - не менее ревностные продолжатели:
«уже три корпуса фабрики, расположенные по радиусу, жадно вцепились в землю, как судорожные красные пальцы».
Старший наименее подвержен влияниям износ, он наиболее верен быстро сложившимся традициям. Он свидетель начала «дела» и он же охранитель интересов его. Это - «старовер» в деле. Успешно развивающееся предприятие - опора того твердого душевного равновесия, когда «приятно было сознавать себя хозяином всего этого (богатства), до удивления, до гордости приятно».
Но с течением времени и на старшего иногда находят приступы усталости. Тогда как - то «особенно не нравились рабочие, казалось, что они становятся слабосильнее, теряют мужицкую выносливость, заразились бабьей раздражительностью, не в меру обидчивы, дерзко огрызается». Это один фланг начавшихся беспокойств, их же приносит и наметившееся расхождение с младшим братом, заразившимся европейскими замашками.
Это противно натуре старшего брата, инстинктом он чувствует, что такие осложнения разбивают представления о фабриканте, который, дескать, личным умом, своим трудом и потом умножает богатство.
СНОВА прошло 10 - 20 лет. Близятся 1905, а затем 1917 г. Первые наследники состарились, их дети становятся взрослыми. Третье поколение будет уже свидетелями конца, и этому предшествует жестокий внутренний кризис. Начинается с того, что старший сын старшего Артамонова вдруг - «отказался быть фабрикантом» и, «как работника рассчитал отца, подлец! как нищего оттолкнул». И это - сын, на которого возлагались большие надежды, а он: «Вскочил на чужого коня, поскакал, а - куда?» Все время дающий себя чувствовать в романе класс фабричных рабочих - пролетариат, порожденный тем же капитализмом - увлек в свое движение лучшего из Артамоновых и оторвал его от родного гнезда. Волнения первой революции насыщают горечью и толкают Артамонова старшего открыть карты и сформулировать в споре с братом свое политическое «верую»: «... Это господам выгодно власть отнять у царя, господа беднеют: А мы безвластно богатеем... Мы должны быть работники царю, а не свиньи. Царь - дуб, это с него нам золотые желуди». Это - уже откровенное признание реакционности сложившегося капитализма.
ОЧЕРЕДНОЙ наследник по линии старшего брата - фигура уже дегенеративного склада. Этот «бычок» не лишен остроумия в оценке окружающего, он всюду видит «глупое», и это верный признак начала конца, потому что человек, которому жизнь кажется только «глупой», потерял ключ к ней.
Его же «иногда внезапно охватывало и стесняло какое - то смущение, как будто он, Яков Артамонов, хозяин, живет в гостях у людей, которые работают на него, давно живет и надоел им; они, скучно помалкивая, смотрят на него так, точно хотят сказать: Что же не уходишь? Пора!»
Как далеки такие размышления от того ощущения приятности быть хозяином, которые когда - то испытывал его отец. Что же можно ожидать в будущем, если такое сознание внедрилось в хозяйскую голову? Естественно, хозяин - класс должен уйти в отставку, уступив место другому классу, признающему за собой все права на жизнь. Три поколения Артамоновых изжили историческое значение своего класса. Приходит революция, которая непонятными голосами и движением шумит в уши одряхлевшему Артамонову - старшему, уже одолеваемому предсмертным сном. Так чередуются в романе центральные его фигуры, своими жизнями рассказывая о судьбе целого класса.
Рекомендуем этот роман, как одно из интереснейших произведений современной литературы.
ДЕРЕВНЯ 18 - 19 годов - продразверстка, дезертиры, расправы с комиссарами, самогон, банды и восстания; уезд - инструкции, приказы, холод, голод, хвосты, трудповинность - сколько писателей всячески изощрялись над этими темами. А темы эти - горячие и острые, они в праве требовать для себя новых слов, серьезных литературных исканий и, во всяком случае, большой чуткости писателя.
«Страна Родная» Артема Веселого возвращает нас к этим темам, и, нужно признать, молодой писатель нашел оригинальный подход к ним. Первое впечатление от книги - ее богатая и сочная живописность.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.