Из последнего (шестого по счету) похода мы вернулись совсем недавно - 5 марта.
В это задание мы впервые отправились на самолетах.
Дело было так.
Однажды вечером подполковник вызывает нас, командиров групп, и начальника всего отряда Гришу Герчика.
- Так и так, - говорит нам подполковник. - Получено важное задание. Нужно отправиться в глубинный район. Пешком - далеко, километров четыреста. Мы решили дать вам самолеты. Полетите?
Мы, конечно, отвечаем: «Полетим». Если нужно, полетим хоть на Камчатку...
И вот мы приехали на аэродром. Оказалось, что в этот день погода нелетная. Нам - то все равно, мы в погоде разбираемся по - земному, по - домашнему: ветренно, морозно, дождливо, ясный день. А у летчиков своя наука. И будь тут на земле самая отличная погода, а летчик скажет: нелетная - и ничего с ним не сделаешь, не полетит.
Остались мы ночевать на аэродроме, в общежитии у летчиков. Ну, конечно, всякие разговоры, анекдоты, дразним друг друга: прыгать, мол, может, придется прямо на голову немцам. На другой день с утра принесли парашюты, подогнали каждому, еще раз проинструктировали. Прыгать с парашютом - дело немудренное. Главное - когда приземляешься, держать ноги вместе и чуть согнуть их в коленях. Как коснулся земли, - вались на бок, чтобы облегчить толчок. Но, конечно, надо управлять парашютом. Если летишь, например, по направлению ветра, это хорошо. А если приближаешься к земле спиной, нужно потянуть за стропу и повернуть парашют. В общем, землю нужно встречать лицом, по направлению ветра. Вот и вся наука. Парашюты полуавтоматические, самому даже не нужно дергать за кольцо. Некоторые ребята немного дрейфили: не очень часто приходилось им раньше прыгать с парашютом. «Эх, - говорят, - а вдруг что - нибудь случится?» А другие их подбадривали. В общем, дело не обошлось без смеха. По правде оказать, я и сам немного боялся. Не то что дрожал от страха, а так, побаивался: я ведь больше привык по земле, двигаться, чем по воздуху.
Короче говоря, ночью сели в машины и поехали на взлетную площадку. Там специальные инструкторы надели на нас парашюты, и мы погрузились в корабли. Еще на земле условились о месте сбора, о сигналах. Прыгать должны были с высоты 250 метров.
Сидим в самолете. В окошко вижу бортовые огни двух других машин. Гудят моторы. Я сижу рядом с Герчиком, другие ребята расположились вдоль стен. Дремлют. Всего нас в машине четырнадцать человек. Я не сплю. Немножко укачивает. Потом смотрю: погасли бортовые огни на соседней машине. «Ага, - думаю, - перелетаем линию фронта». Ну, обстреляли нас слегка. Я в окошко увидел разрывы, но решил молчать, чтобы ребята зря не волновались. Потом не выдержал, сказал Герчику. А он мне в ответ:
- Так полагается. На войну летим, не на праздник.
Обстрел длился недолго. Проскочили благополучно. Немного погодя раздается команда: «Десант, приготовиться к прыжку!» Одновременно загудела сирена и вспыхнула сигнальная лампочка. Приехали, значит.
Инструктор прицепил фалы от каждого парашюта, как полагается для автоматического раскрытия. Все встали, пошли к дверям.
Первым прыгнул Тимошкин. За ним прыгнула девушка, Нина Жаровская. За Жаровской прыгнули еще два человека. Подошла очередь Нины Цалит. Она стала у самого края и кричит:
- Ой!
Боится прыгать. Я говорю:
- Ничего, Нина, прыгай. Все там будем.
А сам стою за Герчиком и думаю: «Черт, а ведь и мне сейчас прыгать!»
Нина дрыгнула. За ней шагнул наш командир Герчик, а потом и я. Фалы щелкнули - парашют раскрылся.
Лечу и думаю: «Ну, ну, брат Аркашка (меня ребята зовут Аркашкой), не дрейфь! Неудобно: люди смотрят». И кажется мне, что я не лечу вовсе, а повис на одном месте. Неприятно это было. Потом заметил: приближаются кусты и деревья. Все ближе, ближе. Тени видны. Ну, значит, скоро земля.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Открытое письмо своей подруге Лиде