Партийная пьеса

Ю Нейман| опубликовано в номере №315, март 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Павел Греков» - пьеса о мужественном человеке, стойком коммунисте, исключенном из партии стараниями врагов и их вольных и невольных пособников. Молодые драматурги Б. Войтехов и Л. Ленч показали борьбу и победу настоящего коммуниста, которого враги хотели сломить и затоптать в грязь.

Все обстоятельства против Грекова. Он покинут теми, кого считал друзьями, оклеветан. Тупые, бездушные люди в двадцать минут попытались зачеркнуть и оплевать годы честного труда, горения, жертв.

Грекову нелегко. В пьесе есть прекрасная сцена, когда Павел упрашивает старушку - соседку поиграть с ним в шахматы. Жены нет дома, Греков один, ни одна жалоба не срывается с его губ. Но по тому, как тяготит его одиночество, как избегает он остаться наедине со своими мыслями, видно, насколько он измучен. Павел переживает тяжелую трагедию. Как бы ни была сильна его воля, все же он живой, чувствующий человек.

Представим себе на минуту на месте Грекова человека иного склада, менее идейного, менее закаленного, менее энергичного. Какая благодарная почва для отчаяния, для человеконенавистничества, для ухода в себя!

Но Павел даже в самые тяжелые минуты не теряет надежды. Он ни на мгновенье не отождествляет решение тех, кто исключил его, с настоящей волей партии. Он молод, конечно, но у него уже достаточный жизненный опыт. Ему приходилось преодолевать немало препятствий, работать в тяжелых условиях, требующих твердости, решительности, отваги. Правда, все это была открытая, прямая борьба. Но в Средней Азии ему случалось иметь дело и с замаскированными врагами...

Кому - то нужно, чтобы он, Греков, оказался вне партии. Борьба Павла за партийный билет - не только его личное дело. Это - сражение с теми, кто хитростью и обманом пробрался в партию, кто, прикрываясь громкими словами, делает свое грязное дело.

Кто виновен в исключении Грекова из партии? Врагов у него достаточно. Это Сорокин, носивший «на заре туманной юности» фамилию Смирнова, - активный, хитрый враг; это помощник Сорокина - бывший офицер Левицкий; это, наконец, буржуазный националист Нарзулаев. Все они сознательно, обдуманно стремятся уничтожить Грекова. Но характерно, что вопрос об исключении Грекова из партии первым поднимает секретарь парткома Рыдай.

Рыдай - лицо, на первый взгляд, эпизодическое. Он появляется только в одной из десяти картин пьесы. Рыдай ничтожен, но эта мелкая, «плачевная фигура» заслуживает особо пристального внимания.

С помощью таких Рыдаев кое - где осуществлялась осужденная сталинским Центральным Комитетом партии практика формального и бездушно - бюрократического отношения к судьбе коммунистов. Подобными личностями широко пользовались замаскированные враги, стремившиеся перебить честные партийные кадры и посеять излишнюю подозрительность в партийных рядах.

Этот, с позволения сказать, секретарь парткома, работая бок о бок с Трековым, совершенно не представляет себе его как живого человека, как работника. Греков для него - некая единица, которой предъявлено обвинение людьми, по мнению Рыдая, авторитетными. Единицу эту надо изъять из организации, в которой секретарствует он, Рыдай.

Рыдаю противопоставлены в пьесе друзья Павла Грекова, настоящие большевики. Таков секретарь райкома Ковалев, такова замнаркома Мир - Ахмедова. Люди, хорошо знающие Грекова в быту и по работе, видят, что произошла чудовищная ошибка, и всячески стараются подбодрить, поддержать его. Жена остается верным другом Павла в самые трудные минуты. Зритель понимает, что партию не обмануть, что настоящее лицо партии - это Мир - Ахмедова, это Ковалев - прекрасный, умный работник, чуткий, внимательный человек.

Пьеса «Павел Греков» учит не только твердости, большевистской принципиальности, но и чуткости к человеку, вниманию к каждому члену партии. Пьеса Войтехова и Ленча может служить иллюстрацией к тому тезису доклада тов. А. Жданова на XVIII съезде ВКП(б), где говорится о необходимости внимательного подхода к делу каждого партийца, об ограждении прав коммуниста от всякого произвола.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены