Ручними окрутить.
И осудят неправедних
Судом своiм правим».
Произведения Шевченко «Сон» (1844) и «Кавказ» (1845) - это потрясающей силы удары по русскому царизму. Поэт жестоко издевается над «помазанниками», желает им скорейшей гибели.
«О люди! люди небораки!
Нащо здалися вам цаpi?
Нащо здалися вам ncapi?
Ви ж таки люди, не собаки!» - говорит он в одном стихотворении 1860 года.
Ненависть Шевченко к русским самодержцам, естественно, распространялась и на тех, кто составлял опору царизма, - на придворную знать, бюрократию, военщину и попов. Лиц, составляющих ближайшее окружение царя, поэт называет немыми, подлыми рабами, лакеями пьяного капрала, одетыми в расшитые ливреи, и т. д.
Реакционная роль духовенства, оснащавшего именем бога все мероприятия власти, была совершенно ясна для Шевченко, и он часто говорит с омерзением о поповском лицемерии. Вот несколько его строк о всякого рода духовенстве - православном и ином:
«А маги, бонзи i жерцi
(Неначе нашi панотцi
В храмах, в пагодах годувались,
Мов кабани царям на сало
Та на ковбаси. I царi
Самi co6i побудували
Храни, кумирнi, олтарь
Раби HiMii' поклонялись». Улучшения крестьянской доли Шевченко ожидал только от крестьянской революции. В 1858 году, когда в либеральных кругах усиленно шли разговоры о начатом правительством, освобождении и многие возлагали на него большие надежды, Шевченко писал, что нужно всем миром острить топоры - вот тогда только и можно добиться воли. Пламенные призывы - крестьян - бедняков к революции, к кровавой расправе с помещиками и правительством пронизывают все его творчество. Шевченко призывает порабощенных крестьян восстать, разорвать цепи «И злодейской вражьей кровью. волю окропить» («Заповiт»). В дальнейшем он мечтал о братстве народов, сбросивших с себя цепи, о людском великом союзе, в котором нет ни богатых, ни бедных, а все равны.
Огненными словами говорит Шевченко о. невыносимой доле крестьян, о восстании и мести. Ничего подобного по силе и страстности нельзя указать в современной ему литературе. Конечно, наиболее революционные произведения Шевченко не могли появиться в царской России ни при жизни поэта, ни после его смерти. Легально печатавшийся «Кобзарь» был совершенно выхолощен, лишен своего пафоса и силы. Только после революции 1905 года «Кобзарь» впервые мог выйти в России полностью.
Страстный провозвестник беспощадной революции, Шевченко был в то же время и великим гуманистом, у него были неисчерпаемые запасы душевной мягкости. С безграничной нежностью говорит Шевченко о всех слабых и - беззащитных. Величайшее его сочувствие вызывают дети, сироты, обманутые девушки. Громадное место в поэзии Шевченко занимают переживания матери. Из русских поэтов в этом отношении с ним можно сопоставить только Некрасова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.