Значит, никакой «первоначальный толчок» астрономам не нужен.
Так говорит самая точная из наук - математика. Но и самая туманность до своего сгущения вовсе не была, конечно, «застывшей». В ней колебались, вибрировали, носились частицы вещества. В ней совершались тепловые и световые процессы. Ее всю захватывали бесконечно многообразные процессы движения. Ни одна частица туманности не была и не могла быть неподвижной. Ведь только поэтому и стало возможным дальнейшее развитие туманности, превращение ее в систему небесных тел.
Итак, по законам природы, движение не могло не совершаться и до и после сгущения туманности. Это движение только изменяло свою форму.
Более века прошло со времени создания гипотезы Канта - Лапласа. Гигантский рост научных знаний внес в нее поправки.
Большинство астрономов думает сейчас, что из сгустившихся туманностей образуются непосредственно не солнечные системы, а рои вращающихся и движущихся по сложным мировым путям звезд. Планеты - спутники, согласно некоторым гипотезам, порождаются уже звездами и при этом не всегда, а при некоторых особых обстоятельствах. (Так, английский астроном Джине предполагает, что к нашему Солнцу некогда приблизилась другая гигантская звезда, она прошла мимо него на сравнительно небольшом расстоянии, и сила ее притяжения исторгла из массы Солнца «струю» огненно - жидкого вещества, распавшегося на планеты.)
Но все эти поправки не касаются основного: именно, что никакого «первоначального толчка» никогда не было и быть не могло.
Наоборот, сейчас совершенно ясно, что мировое движение никогда не начинается и никогда не прекращается, не создается вновь: оно только изменяет свою форму.
Для современной физики очевидно, что неподвижный мир никогда не мог существовать. Ни одной частицы в мире нет застывшей, неподвижной. В самой «твердой», «неподвижной» вещи всегда бешено движутся, носятся молекулы, атомы, электроны. Мир без всякого движения, неподвижная материя - это абсурд.
Естественные законы природы ведут к тому, что движущееся вещество во вселенной развивается, но никогда его движение не «начинается» и не «кончается», не «творится» и не «уничтожается».
Ошибка Ньютона была в том, что он не видел этих процессов развития, мировой эволюции. Солнечную систему он представлял себе всегда точь - в -точь такой, какой он увидел ее в свою подзорную трубу. Говоря философским языком, он мыслил не диалектически, а метафизически (т. е., не понимая, что процессы движения тоже развиваются, он представлял их себе навсегда застывшими в той же форме). Мир у него в самом деле напоминал гигантскую заводную игрушку.
Вот почему, не умея объяснить, как естественные законы самой вселенной необходимо должны были породить движение планет вокруг Солнца, Ньютон вынужден был придумать стоящего над миром толкача, который толкнул бы, завел «заводную игрушку», т. е. придумать бога!...
Вопрос о «начале» мира, о «начале» материи тоже имеет много общего с вопросом о «начале» движения.
Ньютон не мог понять, как это возможно движение без «первоначального толчка», а люди, спрашивающие о «начале» вселенной, не могут понять, как это вселенная существует извечно, совсем ниоткуда не возникая.
В чем их ошибка?
Они говорят, что всякий предмет имеет свое начало. Это совершенно верно. Но разве есть хоть один предмет, который возник бы из ничего?
Человек на земле не возник из ничего: он произошел от обезьяноподобного предка. Чтобы испечь хлеб, надо взять муки. Самолет строят из металла. Дерево растет, поглощая питательные вещества из воздуха и почвы.
Все планеты около двух или трех миллиардов лет назад отделились от огненного Солнца. И самое Солнце, как и все звезды, некогда образовалось из разреженной материи - туманности. Когда - нибудь, рассеяв свое вещество, нынешние звезды породят новые туманности. А затем в великом мировом круговороте опять засияют новые звезды.
Итак, всё во вселенной имеет начало и конец - всё, но не самая вселенная!
Ведь все вещи не просто имеют начало и конец: они превращаются одна в другую, и это как раз потому, что материя, из которой они состоят, вечна. В этом и состоит закон сохранения вещества, говорящий, что ничто в мире не может ни возникнуть из ничего, ни обратиться в ничто. Шура Герасимов сослался на этот закон. Но ведь этот закон как раз лучше всего опровергает рассуждения Шуры.
Спрашивать о начале мира так же бессмысленно, как спрашивать о начале времени.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.