Живая история встает перед нами. Она насыщена революционными грозами и ими накалена.
Она приковывает к себе зрительный зал, захватывает его и потрясает.
Да, потрясает! Мы могли знать все это и раньше из учебников и мемуаров. Мы знали и о подлом заговоре врагов, о низком предательстве троцкистско - бухаринских мерзавцев, о зловещем выстреле террористки Каплан, смертельном ранении Ильича, мучительной борьбе за его жизнь и о радости его выздоровления. Мы знали уже о душевной дружбе Ленина со Сталиным, знали о том, как Сталин и его верный соратник Ворошилов вопреки изменническим директивам Троцкого спасли Царицын и разгромили белоказачьи полчища.
Но сейчас снова миллионы людей становятся свидетелями, очевидцами всей прошедшей эпопеи. Они ощущают ее весомо, зримо...
Таково волшебное свойство настоящего искусства, правдивого и смелого. Оно придает новизну и свежесть всему, что создано им, что им открыто. Обычное становится необычным; знакомое и пережитое - незнаемым.
Формирующее действие такого произведения огромно, соприкосновение с ним не проходит бесследно.
Артист Щукин играет Ленина вдохновенно. Перед нами живой образ Ленина, мастерски созданный большим художником. Прекрасное дарование Щукина позволило ему исполнить свою роль так талантливо, что он поистине заставляет забыть о себе как об актере.
Ну, конечно, это Ленин говорит, глядя Горькому в глаза:
- Алексей Максимович, дорогой мой Горький, необыкновенный, большой человек! Вы опутаны цепями жалости... Отбросьте ее прочь. Она отравляет горечью ваше сердце, она застилает слезами ваши глаза, и они начинают хуже различать правду! Прочь эту жалость!
Мы узнаем великого учителя не только по словам и голосу. Мы узнаем его по ленинской одухотворенности, по тому сокровенному, что обнаружено чутьем художника.
Высокой похвалы достойна игра Геловани (Сталин), Марковн (Дзержинский), Любашевского (Свердлов), Ванина (Матвеев), Охлопкова (Василий), Ефрон (Каплан).
С большим творческим успехом можно поздравить весь коллектив, создавший «Ленина в 1918 году» (сценарий А. Каплера и Т. Златогоровой. Режиссер М. Ромм. Шеф - оператор Б. Волчек). Создан фильм, который с душевным волнением будут смотреть современники и потомки. Арсенал советского искусства обогатился еще одним могучим оружием коммунистического воспитания масс.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.