где рубят с плеча.
Ты знаешь
путь
на завод Михельсона?
Найдешь
по крови
из ран Ильича...»
Тяжело было тогда молодой республике Советов. На севере высадился десант английских интервентов. Японские самураи заливали кровью рабочих и крестьян Дальний Восток. Кайзеровские войска топтали украинскую землю. Турки захватывали наши южные города. В сердце страны, в красной Москве, подняли контрреволюционное восстание «левые» эсеры.
На экране - карта Советской России. Светлый остров, объятый черным морем фронтов. Такой была летом 1918 года карта нашей родины...
Нужно было поистине титаническое напряжение революционной воли, чтобы спасти наше юное, только народившееся счастье, отстоять его, защитить.
Искусство донесло к нам это суровое и героическое время, не расплескав его, не разбавив серой обыденщиной, мелочностью фактов, событий. Оно донесло к нам золотые слитки эпохи; концентраты ее мыслей, страстей, конфликтов. Время предстало перед нами в образах Ленина и Сталина, Дзержинского и Свердлова, Горького и Ворошилова, коменданта Кремля Матвеева и большевика Василия.
В центре картины образ Ленина. Все здесь связано с ним - «гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства» (СТАЛИН).
Вот коридор Совнаркома. Вдоль окон столы. На столах телеграфные аппараты. Стучат ключи:
«Москва, Кремль, Совнарком Ленину... - монотонно читает телеграфист ползущую ленту. - Хлеба выслать не можем ни пуда комиссар Смирнов ссылаясь ваше распоряжение требует невозможного...»
Рядом у другого аппарата:
«восстание подавляйте всей решительностью...»
Стучит телеграфный ключ:
«... подстрекателей агентов контрреволюции расстреливайте на месте не взирая чины звания тчк Председатель Совета Народных Комиссаров Ленин».
Глаза телеграфиста смыкаются. Ползет лента, стучит аппарат...
Так начинается киносценарий. Так начинается фильм о 1918 годе, о Ленине, о злодейских заговорах и предательствах врагов революции, о несокрушимости партии большевиков.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.