Воинственое племя

Д Заславский| опубликовано в номере №369-370, октябрь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Мы, дети воинственного времени, родились на войне и умираем на войне, родились в борьбе и умираем в борьбе». Так сказал о своем поколении двадцатилетний фронтовик казах Баубек Булкишев.

Воинственное время! Как определить его грани? Оно началось, пожалуй, с началом века. Сталин был тогда двадцатилетним юношей. Возникала партия большевиков. В русской жизни завершалась полоса болотного, реакционного покоя. Рабочий класс во всем мире захватывал и укреплял исходные ПОЗИЦИИ для предстоящих штурмов.

В 1904 году русско-японская война. В 1905 году - первая русская революция, репетиция Октября. Первые вооруженные бои, советы рабочих депутатов - зародыши будущей советской власти. Огненное учение Ленина Неутомимая организационная деятельность Сталина. Взрыв первой мировой войны - крах старых европейских монархий, величайшее сотрясение всего буржуазного общества. Пролетарские революции в Европе и рождение нового общественного строя - советского государства. Гражданская война молодой Советской страны против объединившихся интервентов. Наша победа!

После этого социалистическое строительство в нашей стране, подготовка новых войн в гитлеровской Германии Странно теперь вспоминать: молодежь в Советском Союзе жаловалась: «Наши отцы жили в героическое, воинственное время, боролись, отдавали жизнь, их окружала романтика революции, а вот мы, их дети, живем в буднях прозаического труда». Эти мотивы были отражены и в литературе и в поэзии. Это были люди, детские годы которых пришлись еще в дореволюционное время, которые подрастали в гражданскую войну и выросли к ее концу. У них было настроение людей, опоздавших к поезду, пришедших в театр, когда только что опустился занавес. Они думали, что это конец исторического действия, и не понимали, что это только антракт, только перерыв в боях для подготовки новых боев, что воинственное время продолжается и романтикой революции наполнена до краев каждая минута.

И вот разразилась вторая мировая вой-па. Она показала, что все предшествующие годы были подготовкой к решающим схваткам. Горе тому, кто не подготовился, кто плохо готовился! Это относится не только к французскому народу, норвежскому, датскому, голландскому, которых немецко-фашистские захватчики легко свалили с ног первым же ударом. Разве не ясно теперь, что если бы города Бельгии. Голландии Норвегии защищались с тем же упорством, с каким защищался Севастополь, с каким защищаются Ленинград и Сталинград, сети бы Париж нашел в своих сынах такую же самоотверженную защиту, какую нашла Москва, немцы были бы давно разгромлены.

Подготовка второй мировой войны заключалась не только в накоплении военной техники, в обучении войск, в разработке стратегических планов. Подготовка, прежде всего, заключалась в обработке молодежи, в ее развращении, в отравлении молодых людей Германии ядом разбойничьего шовинизма, империалистической жадности Немецкая молодежь составила основные кадры гитлеровской орды. И если Германия ослабела после года войны против Советской страны, то это результат не только огромной потери крови. Невозместимые потери - в истреблении значительного количества немецкой, фашистской молодежи, в понижения! морального воинского уровня другой ее части.

Немцы натолкнулись в нашей стране на сопротивление, какого они не ожидали. «Мы не знали...» - затянула фашистская печать. Они признают теперь, что не знали, какова советская промышленность, какова Красная Армия, каков наш народ.

Ограниченные и самоуверенные немецкие генералы привыкли судить о России по старинке, по сообщениям своих шпионов, по «авторитетным» отзывам Альфреда Розенберга, родившегося в России, выучившегося русскому языку, но ничего, решительно ничего не понимавшего и не понимающего в той великой революции, которая преобразила всю нашу страну. Они не знали, что у нас выросло новое поколение, что подошли к своей зрелости дети воинственного времени, что советский народ предвидел будущее и готовился к тяжким испытаниям этого будущего.

На полях сражений немец-фашист встретился лицом к лицу с советским молодым человеком.

Советскую родину защищают дети воинственного времени: и те, кто родился в годы, когда рождалась Советская республика, и те, кто зачинал эту республику в предшествующие десятилетия. Вся Красная Армия состоит из этих людей. Отцы и дети бьются в одних рядах. Молоды по духу отцы, мужественны по духу их сыны я дочери.

Говоря о молодом человеке своего времени, русские публицисты противопоставляли отцов детям. На этом строилась история русского общественного движения XIX века. Шестидесятники противопоставлялись людям сороковых годов. Восьмидесятники - шестидесятникам. Дети-марксисты - отцам-народникам. Всегда были контрасты и противоречия. Была борьба.

Молодой советский человек, которому исполнилось двадцать пять лет, родился в борьбе, живет в борьбе, умирает в борьбе. В нем, ровеснике Октября, ярче видны те черты нового, которые созданы социалистической культурой, социалистическим строительством. Новизна не составляет монополии молодости. Но молодость более восприимчива к новому. Молодой человек нашего времени - это то новое, что создано в человечестве нашей страной.

Быть может, что даже мы, современники и участники великого творческого процесса в нашей стране, не имели точного и ясного представления обо всей красоте, об огромной ценности создания этого нового человека. Мы знаем, что наша работа не завершена, что леса еще не сняты с нашего строительства, что разбойничий набег прервал вашу работу в самый разгар ее, что многое находится еще в черновом виде, местами еще в рабочем плане, в эскизах. Мы говорили больше о будущем и смотрели на это будущее через голову нынешнего молодого человека.

Но теперь, когда мы увидели в нашей стране немца, фашиста, человека - гориллу, когда мы познакомились - с отвращением, с ужасом, с палящей ненавистью - с этими заживо сгнившими бандитами, кровожадными как гиены и похотливыми как павианы, мы в полной мере оценили всю духовную красоту выросшего в нашей стране молодого человека. В изумлении и восхищении не отрывают от него своих глаз свободолюбивые народы всех стран. Мы гордимся своей молодостью. Мы смотрим в будущее. Оно принадлежит нам. Но мы бьемся и за наше прошлое и за наше настоящее. Мы создали ценности исключительные и беспримерные: мы пересоздали себя и воспитали новое поколение.

Нет нужды называть имена молодых советских людей, юношей и девушек, прославивших свою страну, свой народ. Мир знает юную героиню Зою Космодемьянскую. Она погибла на своем посту. Мир узнал Людмилу Павличенко, знаменитого севастопольского снайпера. Американская молодежь, которая до войны горячо приветствовала великого летчика нашего времени Валерия Чкалова, во время войны приветствовала Людмилу Павличенко. Родственные черты между ними бросаются в глаза. Это не только суровость внешнего облика. Это огромная внутренняя сила, покоряющая и своим интеллектом, я глубокой душевностью, и нравственной красотой.

Можно назвать еще сотни, тысячи имей - бойцов и командиров, партизан и медицинских работников. Стране стали известны не только их героические подвиги, но и вся их жизнь. Литература в художественных образах собрала их типические черты. В «Русских людях», Симонова, во «Фронте» Корнейчука, в «Радуге» Ванды Василевской эти молодые люди воинственного времени выступают под разными именами, в разной роли. Их роднит полная ума, силы, красоты молодость.

Это новые люди. Таких не знало человечество. Энгельс говорит, что люди эпохи Возрождения были титаны - таково было время титанов. Сильных, замечательных, властных людей рождала эпоха буржуазных революции. Но наше воинственное время по размаху борьбы, по глубине разрешаемых в этой борьбе культурно-исторических проблем, по силе характеров не имеет себе равных. Новый человек создавался исподволь, в течение двадцати пяти лет. Он лишь частями раскрывался до войны. Отечественная война показала его нам всего. И мы знаем: он прекрасен.

То, что родилось в нашей стране за двадцать пять лет советской власти, нельзя понять, если подходить со старым оценками, мерить старой мерой. Поэтому многие иностранные наблюдатели, даже дружелюбные нам, не могут понять того, что произошло у нас. Поэтому неожиданным кажется им то, что нам представляется естественным, - эта стойкость советского человека, его упорство, его беззаветное мужество, его сметливость, ум и талант, его решительность, его огромное чувство национального достоинства.

Некоторые вспоминают о традиционной храбрости я выносливости русского солдата. Они делают правильно. Но мужество и самоотверженность советского воина носят иной характер. «Фатализм восточного человека», «фанатизм» - все это вздор! Наша страна - загадка для тех иностранных публицистов, мысль которых слишком ленива, слишком консервативна и ограниченна, чтобы распознать в советском человеке нечто принципиально новое, созданное двадцатью пятью годами советского строя.

Старшие поколения могут сравнивать старое с новым. Но молодые люди нашего времени только по книгам могли составить себе представление о мире с богатыми и бедными, о таком странном и диком порядке, где деньги дают почет, где человек может купить для себя общественное положение... Уж этого одного достаточно, чтобы старый мир предстал перед нами как мрачный мир горбатых, уродливых людей. В нашей стране люди выпрямились, и дети, которых она рождала, - это стройные, здоровые, красивые в нравственном отношении молодые люди, не знающие, что такое социальный рахитизм, культурная золотуха, нравственная куриная слепота.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены