- Хорошо, - сказал он, - раз вы настаиваете, - я, так и быть, согласен. Выбирайте.
Но тут все возмутились:
- Не выберем! Вычеркнуть его из списка! Что это за «так и быть»? Пусть не делает нам одолжения!
Так и не выбрали.
Официально - спор закончен, Фактически - он продолжается. Внешне эта тройка согласилась с большинством класса, но насколько искренно это согласие, не знаем.
Был еще такой спор. Собственно, не спор, а разговор.
Л. сказал:
- Вот мы кончаем среднюю школу, а как мало мы сделали; люди прошлого поколения в нашем возрасте были гораздо самостоятельней. Большевики-революционеры, они становились зрелыми людьми гораздо раньше, например Орджоникидзе. Ленин в двадцать три года уже написал «Что такое «друзья народа»?» А что мы? Мы до сих пар ничего не сделали, ничего не создали.
- Может быть, это потому, - сказали некоторые, - что нам легко жить, нам почти не приходится преодолевать трудностей, а ведь только в борьбе с трудностями рождается волевой человек.
- Тогда выходит, что при коммунизме, когда людям будет еще лучше жить, чем теперь, они будут жить в свое удовольствие и ни к чему не стремиться?
- Нет, главное - это иметь цель в жизни. Люди ничего не создают, ни к чему не стремятся только тогда, когда у них нет цели в жизни. Я говорю не только о личных, но и об общей великой цели. Раз есть цель, и мы знаем, к чему мы стремимся, - значит, мы сделать можем много.
Мы получили письмо от одного нашего общего друга. Он в прошлом году был призван в армию и теперь писал нам с берегов Тихого океана. Одна фраза его письма вызвала всеобщий спор. Вот эта фраза: «Наша милая школа (я не думал о ней никогда с такой нежностью, как сейчас) не научила нас одному - уменью подчиняться».
- Этому нечего учиться, - тут же заявил Б., - это каждый умеет.
- Зря ты не добавил: «кроме меня»...
Тут произошла легкая стычка, которую мет смысла приводить: дело в том, что Б. - действительно на редкость рассеянный и неточный человек.
Но его поддержал еще кое-кто:
- Да, этому нечего учиться, это проще простого.
Ему возразил другой:
- Подчиняться - Это значит точно и быстро выполнять приказ командира. Конечно, это надо уметь, и, конечно, мы этого не умеем. Это видно на каждом шагу.
Хорошо сказал один из наших будущих летчиков, ученик аэроклуба:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.