Мы печатаем отрывки из ученического сочинения Карла Маркса «Размышления юноши при выборе профессии». История этого сочинения такова.
24 сентября 1835 года Карл Маркс окончил в своем родном городе Трире гимназию и получил аттестат зрелости.
Во время выпускных экзаменов Маркс написал сочинение, которое называлось «Размышления юноши при выборе профессии».
Марксу было в то время семнадцать лет. Но уже тогда у него зародилась глубокая мысль о том, что человек в собственническом обществе не всегда может избрать профессию, к которой чувствует призвание, так как «наше положение в обществе до известной степени уже начинает устанавливаться раньше, чем мы в состоянии начать на него влиять»... Мысль эта получила всестороннее развитие в гениальных трудах великого Маркса.
Несколько раз Маркс в своем ученическом сочинении упоминает о божестве. Здесь сказывается религиозное воспитание, которое юноша Маркс получил в семье, школе, во всей окружавшей его среде.
Размышляя о выборе профессии, Маркс приходит к выводу, что только тот может достичь личного совершенства, кто будет трудиться на благо всего общества, на благо человечества.
Юноши и девушки, начиная самостоятельную жизнь, должны помнить как жизненный девиз слова Маркса:
«Работать для человечества».
Животному сама природа определила круг действия, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании другого. Человеку божество также указало общую цель - облагородить человечество и самого себя, но оно предоставило ему самому изыскание средств, которыми он может достигнуть этой цели; оно предоставило ему выбрать в обществе то место, которое ему всего более соответствует, с которого он лучше всего может возвысить себя и общество.
Этот выбор есть огромное преимущество пред всеми другими существами, но вместе с тем и то действие, которое может уничтожить всю его жизнь, расстроить все его планы и сделать его несчастным. Но серьезно взвесить этот выбор есть безусловно первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела.
У каждого есть цель, одна цель, по крайней мере, которая кажется ему великой и которая в самом деле велика, если самое глубокое убеждение, голос в глубине сердца считают ее таковой...
... Но этот голос легко может быть заглушён, и то, что мы считали воодушевлением, было, может быть, продуктом момента и, может быть, опять будет уничтожено моментом. У нас, может быть, разыгралась фантазия, наши чувства возбуждены, призраки носятся пред нашими глазами, и мы жадно набрасываемся на цель, которую, мнится нам, само божество указало нам; но то, что мы с жаром прижимали к сердцу, скоро отталкивает нас, и вот все наше существование уничтожено.
Мы поэтому должны серьезно взвесить, действительно ли мы чувствуем влечение к профессии, одобряет ли ее наш внутренний голос, не было ли наше воодушевление ошибкой, не было ли то, что мы принимаем за указание божества, самообманом. Но как иначе можем мы это узнать, если не узнать источник воодушевления?
Однако великое окружено блеском, блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что мы за него принимали; но тот, кого искушает демон честолюбия, того разум уже не в состоянии сдержать, и он бросается туда, куда влечет его непреодолимая сила: он уже не выбирает себе профессии, - это решает случай и фантазия.
И мы вовсе не чувствуем призвания к той профессии, в которой мы больше всего можем отличиться; ото не та профессия, занимаясь которой в течение долгого ряда лет, мы, может быть, никогда не почувствуем усталости, при которой наше рвение никогда не ослабнет, наше воодушевление никогда не остынет; наоборот, вскоре мы почувствуем, что наши желания не исполнились, что наши идеи не осуществлены, мы станем роптать на божество, проклинать человечество.
Но не одно только честолюбие может вызвать внезапное влечение к какой - нибудь профессии, а мы, скорее, сами разукрасили ее в своей фантазии, превратившей ее в самое высшее благо, которое может дать жизнь. Мы не анализировали ее, не взвесили всей ее тяжести, великой ответственности, которую она возлагает на нас; мы рассматривали ее издалека, а расстояние обманывает.
В этом мы не можем положиться на свой собственный разум; ибо он не опирается ни на опыт, ни на глубокое наблюдение, он может быть обманут чувствами, введен в заблуждение фантазией. Но куда же нам обратить свои взоры, кто поддержит нас там, где наш разум покидает нас?
Родители, которые уже прошли жизненный путь, которые испытали уже жестокость судьбы, - подсказывает нам наше сердце.
И если наше влечение еще продолжается, если мы еще думаем, что любим профессию и чувствуем к ней призвание, после того как мы холодно обсудили ее, увидели всю тяжесть ее, узнали все ее трудности, тогда мы должны избрать ее, тогда нас не обманет увлечение, не увлечет поспешность.
Но мы не всегда можем избрать профессию, к которой чувствуем призвание; наше положение в обществе до известной степени уже начинает устанавливаться раньше, чем мы в состоянии начать на него влиять.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.