29 июля 1841 года по воле тупого и жестокого царя был убит на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов. С тех пор прошло сто лет. И годовщину смерти того, кто в незабываемых стихах восславил русскую землю, мы отмечаем в дни, когда на защиту этой земли грудью встал весь русский народ.
Лермонтов любил Россию «сильно, пламенно и нежно», стихи его вошли в плоть и кровь нашей родины, в плоть и кровь каждого из нас. Они звучат в наших ушах в значительнейшие минуты жизни: в печали, в счастье, в борьбе и в бою.
Под мерный звук могучих лермонтовских слов можно идти в бой, и за них можно биться, потому что стихи Лермонтова, как стихи Пушкина и стихи Маяковского, как красивейшие города и талантливейшие картины, принадлежат к самому нашему дорогому и сокровенному, к лучшему из того, что создано нами. Это лучшее, творческое мы будем отстаивать, мы отстаиваем от диких варваров, которые предают все живое, прекрасное, человеческое лечу и огню.
В своих воспоминаниях Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвой; французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Здесь мысль высказана в такой нарядной форме, что явно она не хочет быть понятой до конца.
Смысл фразы: сражение не было решено на поле битвы.
Сражение было ужасно. Участник боя артиллерист Радожицкий, книга которого «Походные записки артиллериста» стала для Льва Николаевича Толстого не только одним из источников для написания «Войны и мира», но и дала ему материал для построения образа артиллериста Тушина, так описывает сражение:
«Из любопытства я взъехал на ближайший курган, перед дер. Горки, с которого Русская батарея стреляла в неприятельские колонны. Тут открылось передо мною обширное поле сражения. Я видел, как наша пехота, в густых массах, сходилась с неприятельскою; видел, как приближаясь одна к другой, пускали оне батальный огонь, развертывались, рассыпались, и, наконец, исчезали: на месте оставались только убитые, а возвращались раненые. Другие колонны опять сходились, и опять таким же образом исчезали».
Бородино - бой особенный по ожесточенности. В то же время Бородино - бой, в котором не был выполнен оперативный план Наполеона.
У Наполеона было 130 тысяч солдат, в русской армии было 120 тысяч бойцов, считая с необученными ратниками ополчения. Ратников было не менее 10 тысяч, вооружены они были пиками и топорами.
Кутузов занял позиции поперек большой дороги, ведущей из Смоленска в Москву. Фронт тянулся на 7 километров.
Действия Наполеона в этом бою кажутся нерешительными, и именно разбор этого бон выбрал Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» для доказательства своей мысли о том, что воля полководца не решает боя.
Наполеону во время сражения удалось потеснить русских, но он не смог довести боя до победного конца. Радожицкий пишет:
«Канонада с обеих сторон продолжалась до самого вечера; с наступлением мрака она стала ослабевать, прежде у неприятелей. Это было против обыкновения, ибо французы имели обычай к вечеру всегда усиливать огонь и натиск во всех местах, в знак своей победы; теперь же они признавались в бессилии. Наконец их артиллерия замолчала, наша также утихла и мало по мялу ужасная битва прекратилась».
Наполеону не удалось выполнить намеченный план сражения. За целый день боя Наполеон выиграл 400 саженей территории, но войска потерял до 40% своего состава.
По выражению Ермолова, в этот день французская армия разбилась о русскую.
Радожицкий пишет:
«Кровопролитное Бородинской битвы еще не случалось для Наполеона. Судя по значительному урону с обеих сторон в генералах, она в точном смысле была генеральною».
Тушин - Радожицкий не видит всего того, что произошло.
Бородино было солдатской битвой. Битва протекала волею армий, волею французов, рвущихся к богатой Москве, где они ждали отдыха и добычи, с одной стороны, и волею русского солдата, защищающего свою родину, - с другой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.