Сталин в Царицыне

Л Семенов| опубликовано в номере №290, февраль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

По материалам Сталинградского музея обороны Царицына имени товарища Сталина

«Катастрофа перед нами, - писал Ленин в «Письме к питерским рабочим», - - она придвинулась совсем, совсем близко. За непомерно тяжелым маем идут еще более тяжелые июнь, июль и август. Перед нами теперь, летом 1918 года, может быть, один из самых критических переходов нашей революции».

Со всех сторон теснили страну враги, многолетняя война истощила ее хозяйство, надвигалась разруха, и костлявая рука голода угрожала молодой республике.

Взять хлеб было неоткуда. Соседние с Москвой губернии тогда сами еще жили привозным хлебом. На Украине хозяйничали немцы. Необъятные поля Сибири были отрезаны чехословаками.

Только юго-восток страны оставался свободным. Это была обширная, богатая хлебом область - Дон, Кубань. Но здесь наступали полки генерала Краснова, одетые в отличные мундиры, снабженные иностранным оружием, поддерживаемые кулаками и обманутой частью казачества.

Надо было взять хлеб под ударом врага и доставить его в рабочие центры по разрушенным железнодорожным путям. Это надо было сделать, сломав яростное противодействие кулачества и саботаж аппарата, изобиловавшего предателями и растяпами. Здесь требовались железная воля, исключительное мастерство революционной стратегии и тактики, беззаветная преданность делу революции. И все эти качества Ленин нашел в лучшем своем ученике и ближайшем соратнике - Сталине.

Перед нами - на мраморе под стеклом - подписанный Лениным исторический документ: член Совета народных комиссаров, народный комиссар Иосиф Виссарионович Сталин, назначается Советом народных комиссаров общим руководителем продовольственного де\а на юге России, облеченным чрезвычайными правами.

Крохотный городок Саратовской губернии, в первые два десятилетия XX века Царицын превращается в крупнейший транспортный и индустриальный центр. Расположенный там, где Волга ближе всего подходит к Дону, он соединяется железнодорожными путями с центром страны, а также с Украиной, Донбассом и Кубанью. Здесь встречаются пути донецкого угля, бакинской нефти, верхневолжского леса, уральского металла, среднеазиатского хлопка, астраханской рыбы и хлеба Кубани и Дона. К началу войны в Царицыне было 140 тысяч жителей, работали крупный металлургический завод и множество менее значительных предприятий. В революцию город вошел, обладая вполне сложившимися пролетарскими кадрами.

В начале июня товарищ Сталин выезжает в Царицын.

Перед нами письма, телеграммы, записи переговоров по прямому проводу... На расстоянии, увеличенном фронтами и разрухой, через сотни и сотни километров, никогда не ослабевало общение между Лениным и Сталиным.

Еще с дороги летит первая сталинская телеграмма:

«Четвертого, одиннадцать часов ночи, благополучно прибыл в Козлов с отрядам в четыреста пятьдесят штыков. Следую дальше. Обяжите Шляпникова выехать немедленно и взять с собой путейских инженеров, а также дельных рабочих для исправления линии Хасав - Юрт - Петровск и постройки ветви Кизляр - Брянская. Без этого своевременная доставка хлеба по назначению немыслима, ибо царицынская линия безусловно не выдержит. Дайте специальный приказ организациям торгового флота на Волге и Каспии о беспрекословном исполнении моих распоряжений. Копию за номером пришлите мне в Царицын. Баку посылаю нарочного с письмом. Жду новостей».

Следующую сталинскую телеграмму Ленин получает уже из Царицына. Телеграмма эта дает некоторое представление о тех колоссальных трудностях, с которыми столкнулся товарищ Сталин. Но уже - как всегда, едва только приступает к делу великий мастер революционного действия - блестящий анализ положения указывает путь преодоления трудностей. И вот уже немало трудностей преодолено, и намечается успех...

Вот эта телеграмма: «6 - го прибыл в Царицын. Несмотря на неразбериху во всех сферах хозяйственной жизни, все же возможно навести порядок.

В Царицыне, Астрахани, в Саратове монополия и твердые цены отменены советами, идет вакханалия и спекуляция. Добился введения карточной системы и твердых цен в Царицыне. Того же надо добиться в Астрахани и Саратове, иначе через эти каналы спекуляции утечет весь хлеб. Пусть ЦИК и Совнарком в свою очередь требуют от этих советов отказа от спекуляции. Железнодорожный транспорт совершенно разрушен стараниями множества коллегий и ревкомов. Я принужден поставить специальный комиссаров, которые уже вводят порядок, несмотря на протесты коллегий. Комиссары отрывают кучу паровозов в местах, о существовании которых коллегии не подозревают. Исследование показало, что в день можно пустить по линии Царицын - Поворино - Балашов - Козлов - Рязань - Москва восемь и более маршрутных поездов. Сейчас занят накоплением поездов в Царицыне. Через неделю объявим «хлебную неделю» и пустим сразу около миллиона пудов...».

Надо точно представить себе, что означало тогда для страны «около миллиона пудов» хлеба. За этой цифрой - ожившие заводы, румянец, возвращающийся на бледные щеки детей, новый подъем среди бойцов, оборонявших республику...

Последняя телеграмма приведена тут далеко не полностью. Дальше идет еще несколько страниц предложений: что надо сделать, кому поручить, как обеспечить выполнение.

В этих сжатых, деловых строках - величайшая конкретность - характерная черта стиля работы товарища Сталина.

Товарищ Сталин не ограничивается сообщением Ленину о том, что на Волгу следует выслать товары для обмена на хлеб, но подробно указывает, какие именно нужны товары. Вот список, составленный Сталиным: «вилы, топоры, гвозди, болты, гайки, стекла оконные, чайная и столовая посуда, косилки и части к ним, заклепки, железо шинное, круглое, лобогрейки, катки, спички, части конной упряжи, обувь, ситец, трико, коленкор, бязь, модеполам, нансук, грисбон, ластик, сатин, шевиот, маринсукно дамское и гвардейское, разные кожи, заготовки, чай, косы, сеялки, подойники, плуги, мешки, брезенты, галоши, краски, лаки, кузнечные, столярные инструменты, напильники, карболовая кислота, скипидар, сода».

Ленин неизменно поддерживает все предложения товарища Сталина, информирует о выполнении их, шлет указания со своей стороны.

«Получил третью депешу и записку Сталина. Принимаем все меры. Цурюпа говорит, что деньги будут непременно отправлены завтра, а товары сегодня - же приказано грузить. Шлите маршрутные поезда с тройной охраной. Саботажников и хулиганов арестуйте и присылайте сюда».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Щорс наступает

Эпизоды из литературного сценария