Движущая сила современного буржуазного спорта - деньги. Спортивные соревнования за рубежом давно уже превратились в обычные платные представления, которыми руководит предприниматель.
Спортсмен за рубежом стал чем - то вроде актера. Он выступает за плату. Отсюда - сравнительно большой «спрос» на чемпионов. Популярный спортсмен, чье имя на афише обеспечивает сборы, может рассчитывать на более или менее выгодный ангажемент. Но, соглашаясь выступать за плату, он в силу лицемерных законов буржуазного спорта превращается в профессионала и лишается права соревноваться с так называемыми любителями. Рекорд, показанный профессионалом, не засчитывается.
Любой чемпион понимает, что его карьера недолговечна. Его талант - его товар, и к тому же ходкий товар. Одни его продают, другие покупают. Торговля спортивным талантом деликатно называется «капитализацией»: буржуазный мир ведь не любит называть вещи своими именами.
Предприниматели и их пресса любят шуметь об огромных доходах своих чемпионов. Это ложь. Карьера профессионала еще мимолетной чем карьера любителя. Вчерашний кумир толпы уходит, по дипломатическому выражению буржуазных журналистов, «в неизвестность». А «неизвестность» - это попросту самая доподлинная нужда и безработица. Лишь единицам, сумевшим сочетать спортивное мастерство с коммерческими талантами, удается остаться на поверхности.
В легкой атлетике одним из первых на путь профессионализма вынужден был вступить знаменитый французский бегун Лядумег, знакомый советскому зрителю по своим выступлениям в СССР. История Лядумега особенно поучительна. Доходы от его выступлений почти целиком попадали в карманы владельцев стадионов, антрепренеров, менеджеров и прочих спортивных предпринимателей. Лядумег, естественно, не хотел мириться с таким положением и потребовал хотя бы половинной доли. Предприниматели изобразили тогда требования Лядумега как покушение на «священные устои» спорта. Лядумега дисквалифицировали пожизненно. Перед ним закрылись двери стадионов. Ему запретили выступать на соревнованиях. Заправилы французского спорта дошли в своей ярости до того, что не разрешили даже Лядумегу работать тренером. Так спортивные хозяева Франции свели счеты с взбунтовавшимся рабом. Что оставалось делать Лядумегу? Он поступил а цирк. Но вскоре его спортивно - цирковой номер (показательный бег) приелся публике. Тогда Ляду - негу пришлось заменить номер, и он стал бегать по цирковому манежу на перегонки со своим... малолетним сыном.
Таков конец пути этого замечательного атлета.
Кто не знает знаменитейшего спринтера современности - американского негра Джесси Оуэнса? Его спортивная биография - одна из самых блестящих страниц в истории легкой атлетики. Но в один прекрасный день карьера Оуэнса неожиданно оборвалась. Вот как это произошло. В 1936 году Оуэнс с исключительным триумфом выступал на так называемой гитлеровской олимпиаде. Его победы нанесли жестокий удар расовым теориям берлинских мракобесов. Весь мир убедился в абсолютном превосходстве негра Оуэнса над «стопроцентными арийцами».
После олимпиады Оуэнс стал самым популярным человеком в Европе. Все хотели его видеть. Руководители американской спортивной делегации решили, не теряя ни минуты, сыграть на популярности «черного чемпиона». Не спросивши согласия у Оуэнса и не считаясь с тем, что его утомили частые и напряженные выступления в Берлине, они заключили ряд контрактов на его платные выступления в разных странах. Само собой разумеется, весь гонорар от этих выступлений шел к ним в карман. Но Оуэнс взбунтовался. Он наотрез отказался от турне. Он считал, что достаточно поработал для славы своей родины. Негодованию почтенных джентльменов из руководства американской спортивной делегации не было границ. К мятежному Оуэнсу немедленно применили суровые меры воздействия. Проще говоря, его, как и Лядумега, пожизненно дисквалифицировали.
Оуэнсу ничего другого не оставалось, как стать профессионалом. В течение некоторого времени он потешал невзыскательную публику следующим оригинальным номером: соревновался в беге с лошадьми. Когда это острое зрелище перестало волновать публику, Оуэнс вынужден был переменить профессию и стал выступать в роли дирижера негритянского джаз - оркестра. Сейчас имя Оуэнса не встречается уже больше в газетах. По - видимому, величайшего спортсмена современности постигла участь его многих собратьев: он ушел «в неизвестность». Единственное воспоминание об Оуэнсе - это четыре выдающихся мировых достижения, до сих пор красующихся в таблице рекордов.
Теннис заграницей принято считать самым аристократическим из всех видов спорта. Долгое время в теннисе не было профессионалов. Это, конечно, не значит, что теннисные соревнования были лишены элементов делячества. Но тот, кто наживался, делал это деликатно, без лишней шумихи. Ныне положение резко изменилось. Первым открытым профессионалом стал небезызвестный американский теннисист Тильден. Он оказался не только хорошим спортсменом, но и ловким дельцом. Теперь он разъезжает со своим «цирком» (труппой теннисистов) и проводит соревнования. Он еще не миллионер, но дела его процветают, тем более что своих «циркачей» он держит на голодном пайке.
Вслед за Тильденом ряды профессионалов пополнил сначала американец Вайнс, а затем англичанин Перри. Последнее событие взбудоражило всю фешенебельную Англию. Благородные лорды и чопорные леди никак не могли примириться с мыслью, что Фредерик Перри, отпрыск солидной, добропорядочной семьи, стал профессионалом, т.е. теннисистом, выступающим за деньги. Наконец, совсем недавно профессионалом сделался чемпион мира американец Бадж. Он сын бедных родителей. Перед ним стояла обычная в условиях буржуазного спорта дилемма: либо продолжать выступать в качестве любителя и отказаться от каких - либо перспектив в будущем либо «капитализировать» свое мастерство со всеми вытекающими из этой операции выгодами. Он, естественно, избрал второе...
Самая выгодная, с коммерческой точки зрения, отрасль спорта - бокс. Никто так легко не добывает деньги, как боксерский антрепренер. Неплохо живут и так называемые светила ринга. Их имена не сходят со страниц бульварной печати. Американский боксер Демпси - владелец огромного ресторана. Его соотечественник и бывший соперник Танни женился на богатой наследнице. Француз Карпантье тоже переменил профессию боксера. Как и Демпси, он содержит теперь ресторан. Но таких - единицы. Огромное большинство профессиональных боксеров после кратковременных успехов сходит с ринга нищими.
На ринге боксер теряет свою единственную ценность - молодость и здоровье. Нередко боксер делается инвалидом. За последние годы особенно участились случаи потери зрения в результате повреждения зрительного нерва. Если эту болезнь захватить своевременно, с нею можно бороться. Но все несчастье в том, что профессиональный боксер, зная, что ему грозит слепота, не может отказаться от выступления: он боится потерять контракт.
Совсем недавно выяснилось, что чемпион мира в полутяжелом весе негр Левис четыре года назад ослеп на один глаз. За это время он провел более пятидесяти боев...
«Капитализация» спортивного таланта - таков старт буржуазного чемпиона. Богадельня - его финиш.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.