В районный совет за Нарвской заставой шли приказы Военно - революционного комитета. Отсюда уходили отряды Красной Гвардии. Адъютант Газа не отходил от телефона. Глубокой ночью Газа позвонил на телефонную станцию. Долго не было никакого ответа, наконец, откликнулся какой - то густой мужской голос:
- Я соединять не умею, а телефонистки лежат в обмороке...
Власть перешла в руки Советов! Газа бросил трубку на рычаг и даже притопнул от радости.
Под утро, когда Егоров вернулся из Смольного, стало известно, что уже взяты телеграф, почтамт, что захвачены почти все мосты, вокзалы, правительственные учреждения и что идет штурм Зимнего дворца.
« Дул, как всегда, Октябрь ветрами» в ту историческую ночь. Но дежурство адъютанта штаба Ивана Газа окончилось уже при советской власти?
Тяжело громыхая на стрелках, минуя станции, полустанки, разъезды, мчался навстречу врагу бронепоезд № 6.
Паровоз был одет в броню. Сбоку, на тендере, белыми буквами было выведено название поезда: « Ленин».
Случалось, бронепоезд попадал в такие снежные заносы, что дула орудий, задранные вверх, все - таки оказывались ниже снежного покрова. Ну, что же, бойцы доставали лопаты и разгребали снег.
Иногда бронепоезд шел по такому полотну, что под тяжестью грузных бронеплощадок шпалы подымались и опускались как клавиши. Ну, что же, бойцы ремонтировали пути.
Иван Газа был сперва одним из ста четырех бойцов бронепоезда, но вскоре его избрали комиссаром.
Комиссар хорошо знал могущество личного примера и умел подавать его во всем и всюду.
Осенью 1919 года бронепоезд № 6 сдерживал натиск Юденича между Гатчиной и Ямбургом. Состав притаился на путях около полустанка Тикопись, команда старалась скрыть местопребывание бронепоезда. Чтобы не выдай дым из паровозной трубы, пар в котле держали ниже марки.
Снаряды ложились где - то совсем по соседству, и после каждого разрыва рояль в вагоне - клубе вздрагивал черным лакированным телом и отзывался дребезжащими аккордами.
Очевидно, белые о бронепоезде не знали и били вдоль полотна на всякий случай.
Вокруг рояля стояли коммунисты бронепоезда, созванные комиссаром. Сам комиссар был давно не брит, глаза ввалились от бессонницы, и чувствовалось, что он с трудам противостоит смертельной усталости. Газа коротко сообщил о положении на фронте.
Правда, пехоты за бронепоездом нет. Верно, что в Ямбурге сосредоточены отборные офицерские части - дивизия князя Ливена... Справедливо и то, что паровоз, одетый в броню, сейчас ремонтируется и в бой придется идти с обыкновенным, « штатским» паровозом.
Но пойти на Ямбург - значит приостановить беспорядочное отступление 6 - й дивизии, создать перелом на фронте.
История не сохранила нам речи Газа. Очевидно, это были настоящие слова, задушевные и суровые в одно и то же время. Не сдержав нахлынувших чувств, один путиловец стремительно подсел к роялю, откинул крышку - и заиграл « Интернационал». Все подхватили и запели так согласно и громко, что, казалось, даже близкие разрывы снарядов не могли бы заглушить хора.
« Ленин» двинулся вперед. На паровозе стоял комиссар.
Не доезжая Ямбурга, поезд остановился. Путиловцы Ефремов и Чалов отправились на разведку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.