Жюльен как бы измерил потолок, выше которого не мог взлететь, и остановил свой полет. Интересно, что в тот момент, когда Жюльен стреляет в госпожу Реналь, он ненавидит ее меньше, чем в самом начале романа. Лаконично, с присущей ему холодной внимательностью Стендаль описывает встречу в церкви, где Жюльен стреляет в госпожу Реналь. И сразу становится ясно, что Жюльен идет на убийство не из мести, а ради последней, совершенно бескорыстной проверки своей исключительности.
На суде, впервые отбросив сдержанность и лицемерие, Жюльен говорит во весь голос с погубившим его обществом: «...будь я и менее виновен, я встретил бы в вас людей, которые, не останавливаясь на сострадании к моей молодости, пожелают в моем лице наказать и навсегда отбить охоту к возвышению у молодых людей низшего класса, угнетаемых бедностью, имевших счастье получить хорошее образование и смелость вступить в среду, которую чопорность буржуазии называет хорошим обществом».
Смелость, с которой Стендаль подрывал все существующие авторитеты, была недоступна его современникам. Великий писатель и сам не ждал широкого признания при жизни. В своих дневниках он признавался, что пишет для будущего, что найдет своего читателя спустя сто лет, в 1935 году. Стендаль не ошибся. Для нас его роман полон самого глубокого интереса, в нем Стендаль с предельной точностью великого мастера описал, как человек, угнетаемый своим социальным положением, пытается найти выход за пределами своего класса и гибнет под ударами общества, построенного на социальном неравенстве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как мы организовали военно-патриотическую конференцию