В середине июля на южный фронт приехал Иосиф Виссарионович Сталин. Ему сорок один год. Лицо его - похудевшее, бледное, с глазами темно-оливкового оттенка - выражает энергию, волю, ум. Простая солдатская куртка облегает его фигуру (мне почему-то кажется, что привычку носить солдатскую куртку, шинель, сапоги товарищ Сталин сохранил со времени гражданской войны). В руках неизменная трубка.
Сталин - непосредственный вдохновитель и организатор важнейших побед Красной Армии - приехал на юг, чтобы разгромить белогвардейскую армию барона Врангеля. С Врангелем должно быть покончено к зиме.
Еще будучи на польском фронте, товарищ Сталин предупреждал о грозящей опасности с юга, со стороны Врангеля:
«...пока Врангель цел, пока Врангель имеет возможность угрожать нашим тылам, наши фронты будут хромать на обе ноги, наши успехи на антипольских фронтах не могут быть прочными. Только с ликвидацией Врангеля можно будет считать нашу победу над польскими панами обеспеченной. Поэтому партия должна начертать на своем знамени новый очередной лозунг: «Помните о Врангеле!», «Смерть Врангелю!»
События полностью подтвердили правильность слов товарища Сталина.
Врангель двигался на Донбасс. Особыми военными способностями барон не отличался. После разгрома Деникина Антанте нужен был новый человек, не скомпрометированный перед лицом Западной Европы. Кроме того, генералитет Антанты знал, что барон пойдет на любые условия для достижения своей цели - поста главнокомандующего.
По словам генерала Май-Маевского, «Врангель всегда окапывался в гвардейских частях, расположенных поближе к Ставке». Знакомые его не любили за болезненное честолюбие и высокомерное отношение к окружающим.
Я представляю себе Врангеля длинным, костлявым, высушенным, как мумия. У него замашки офицера колониальных войск. Он криклив, заносчив.
О нем в книге «50 лет в строю» рассказывает генерал-майор Игнатьев, знавший Врангеля в молодости:
«Врангель за несколько месяцев военной службы преобразился в высокомерного гвардейца. Мне же в это время гвардейская служба уж так очертенела, что я посоветовал этому молодому инженеру бросить полк и ехать на работу в знакомую мне с детства Восточную Сибирь. Как это ни странно, но доводы мои подействовали, и Врангель полетел делать карьеру в Иркутск...
Я скоро должен был разочароваться в этом ловком юноше. Не проходило месяца, чтобы он не разыскал меня где-нибудь, чтобы «посоветоваться», какой орден стоит променять на лишний чин, чтобы нагнать два потерянных для военной службы года, куда устроиться, чтобы выделиться или чем-нибудь отличиться. А по окончании войны в Петербурге он опять заехал ко мне, чтобы спросить моего совета, как бы одновременно и пройти курс Академии генерального штаба, и попасть в офицеры конной гвардии, и как «оседлать» в этом полку товарищей, большинство которых он в душе считал ничтожеством»,
Таков был Врангель. В помощь ему из Англии и Франции были присланы военные специалисты, инженеры, направлено вооружение, обмундирование, топливо. С Врангелем заключили договор, в котором фактически говорилось, что Россия после разгрома большевиков станет колонией Антанты.
Этому не бывать! На фронт приехал Сталин. Он вызывает к себе командиров частей, беседует с ними, дает указания, советы. Люди уходят от него окрыленные.
Вот в штаб к Сталину вошел невысокого роста военный - командир 4-й кавалерийской дивизии Первой Конной Ока Городовиков.
- Имею честь явиться по вашему вызову.
- Так-так... - проговорил товарищ Сталин. - Вам нужно немедленно выехать на станцию Волноваха и реорганизовать конный корпус во Вторую Конную армию.
И, немного помолчав, добавил:
- Надо быстро разгромить Врангеля.
16 июля товарищ Сталин подписал приказ о создании 2-й Конной армии, которая должна была противостоять «бронированной» врангелевской кавалерии.
Штаб южного фронта. Глубокая ночь. Мягкий свет освещает склоненную над картой голову Сталина. Карандаш, то останавливаясь на кружочках, то двигаясь, чертит замысловатые линии по карте.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.