Рудольф Блауман (1863 - 1908 гг.) - известный латышский писатель - реалист. Излюбленные темы его творчества - трагедии из крестьянского быта.
Из произведений Блаумана наиболее известны новеллы «Болотистой тропой», «В тени смерти», рассказ «Сорная трава» и пьесы «В огне» и «Блудный сын».
Собственно говоря, его следовало назвать Моисеем, потому что он был извлечен из воды, хотя и не нильской, а из наполовину заросшей лесной топи, и не дочерью фараона, а жалостливой старой бабушкой. Но так как бабушку эту интересовали только названия грибов и ягод, собирание которых составляло главное ее занятие, спасенное дитя человеческое было ею передано хозяину ближайшей крестьянской усадьбы без выражения каких - либо пожеланий относительно будущего имени найденыша. Таким образом, крошечный, полумертвый гражданин земли, после того как был обмыт и окроплен водицей, получил имя Яна.
О находке лесной бабушки сообщили волостному правлению, которое со своей стороны по долгу службы поставило в известность высшие власти. Последние распорядились произвести тщательные поиски матери найденыша, но они ни к чему не привели. Поэтому волостное правление на ближайшем заседании решило - опять - таки повинуясь долгу службы, а не из каких - либо моральных соображений - воспитать ребенка на средства волости. Хозяин Ванагской усадьбы, тот самый, в доме которого ребенок был окрещен, заявил, что согласен за соответствующее вознаграждение взять это христолюбивое дело на себя, и волостное правление без прений приняло великодушное предложение.
В течение шести с половиной лет Ванаг вкупе с женой и своими собственными ребятишками исполнял с неослабным терпением обязанности доброго христианина, заботясь о сиротинке, лишенном отца и матери. Затем волостной старшина объявил Янита взрослым, и последний начал есть заработанный собственным горбом хлеб, сделавшись свинопасом хозяина Ванагской усадьбы. То, что Ванаг оставил его у себя, было тоже делом милосердия, так как кто согласился бы взять к себе мальчугана, распущенность и неукротимость которого вошли в поговорку? Ванаг, впрочем, сделал все, что оказалось в его силах, чтобы насадить в душе ребенка христианские добродетели. Жена его розог не жалела: как известно, растительная порода эта в изобилии водится в вид - земских лесах, а ребятишки Ванага всегда являли собою прекрасный пример для подражания.
Но что значило все это для ребенка, нравственные несовершенства которого были врожденными? Ничем иным нельзя было объяснить дурных свойств, постепенно обнаружившихся в мальчугане. Дети Ванага никогда не лгали. Почему лгал Янит? Почему он столь упорно отрицал свою вину, когда маленький Бертуль пожаловался отцу, что Янит разбил форточку на кухне, сунул кошку в ведерко с дегтем и надергал волос из хвоста лошади?.. Дети Ванага не воровали. Почему Янит страдал этим пороком? Куда девались яблоки, которые хозяин хотел сохранить на зиму в клети?.. Его дети были вежливые, смирные и честные. Почему Янит не был таким? Чем объяснить глубокие царапины и ссадины, почти всегда испещрявшие его лицо вдоль и поперек и делавшие его отталкивающим, между тем как щеки и нос Бертулита, Аннушки, Рейнита, Мадиты и Микелита никогда не носили подобных украшений?.. Да, совершенно прав был хозяин Ванаг, говоря, что яблочко падает недалеко от яблони.
Двенадцати лет Ян сделался пастухом и пас коров, но только не у хозяина Ванагской усадьбы, так как тот не захотел больше держать мальчишку у себя по той причине, что пришлось бы посылать его в школу. А разве он, бедный человек, в состоянии посылать мальчика в школу? Уплата же штрафа тоже не представляла собою ничего заманчивого, как это было известно Ванагу по опыту.
Однако и у нового своего хозяина Ян долго не продержался. Хозяин был осведомлен Ванагом, какого рода сокровище досталось ему, и, сообразно с полученными сведениями, определил свое отношение к мальчугану. После Юрьева дня Ян был уже опять у другого хозяина, а через год еще раз переменил место пребывание. На этот раз попытать счастья с мальчишкой пожелал Крикум, слывший за богатого и бережливого человека, хоть недоброжелатели и говорили, что он попросту скряга. Его соблазнила весьма низкая плата, за которую можно было нанять Яна. Кроме того Крикум на своем веку заставил благодаря своей строгости взяться за ум не одного упрямца. Почему бы ему не сделать то же самое с Яном?
Прошло всего только две недели с Юрьева дня, как Крикум стал заверять каждого, обнаруживавшего охоту слушать, что за всю жизнь ему не приходилось видеть такого упрямого, ленивого и грубого мальчишки, как Ян. Парень годился лишь на то, чтобы доводить своего кормильца до высшей степени раздражения. К этому мнению хозяина вполне присоединилась и его образцовая жена, хотя в других вопросах они резко расходились. Кроме всех прочих прекрасных качеств и добродетелей жена эта отличалась чудесным даром ясновидения. Почтенная женщина зачастую видела такие вещи и явления, которых не в состоянии были заметить другие, обыкновенные люди. Так например она сделала сильно потрясшее ее наблюдение, что Ян ест несоразмерно с количеством производимой им работы. Боже правый, для чего пастушонку так много есть?! Работа, требовавшая столь незначительной затраты сил, как пастьба окота, никак не могла возбуждать такого чудовищного голода, и матушка Крикум пришла к заключению, что мальчишка пожирает неимоверное количество пищи с единственной целью злить свою хозяйку.
У добросердечной Крикумихи глаза наливались слезами и рот наполнялся слюной при виде того, какое ужасающее количество картошки, не говоря уже о хлебушке божьем, поглощала за обедом эта ненасытная утроба. Хозяйке стало ясно, что Крикум сделал громадную ошибку, нанимая в пастухи такого необыкновенного обжору. Поэтому как хозяин, так и жена его старались хоть отчасти исправить эту глупость, взвалив на Яна работу взрослых батраков. Но разве этот головорез когда - нибудь слушался хозяев?
- Я нанимался к вам пастухом и не обязан делать никакой другой работы, кроме пастьбы окота, - бурчал он сквозь зубы с видом свирепого пса.
Ну разве это - не самое неприкрытое упрямство? Они желают мальчишке добра, собираются постепенно приучать его к тяжелой работе, чтобы в следующем году он мог наняться настоящим батраком, а он вместо благодарности оказывает сопротивление их благим намерениям! У кого не лопнет терпение от такого нахальства?
У Крикума оно лопнуло, и дело кончилось тем, что он основательно выпорол Яна. По мнению Крикумихи, порка была наиболее здоровым и благодетельным средством воздействия. Говорила ли она по собственному опыту, остается невыясненным, но только на Яне благодетельные результаты порки не сказались: он сделался еще упрямее чем раньше и стал низко надвигать на глаза шапку. Сквозь разодранный козырек шапки его глаза смотрели с такой злобой, что вчуже нехорошо делалось. Какое другое средство могло повлиять на упрямца, кроме вторичной порки? И он заслужил ее.
Но вскоре случилось что - то совсем неожиданное, что - то почти невероятное.
Вышло так, что на следующий день после вторичной порки состоялось очередное заседание волостного суда. Ян, не обмолвившись хозяину ни словом, отправился в волостное правление и представил жалобу на самоуправство Крикума. Бедный опрометчивый мальчуган! Председатель волостного суда приходился хозяину шурином. Выслушав жалобу пастушонка, он сделал удивленные глаза. Затем он разомкнул свои мудрые уста и в длинной речи, уснащенной множеством глубокомысленных библейских изречений, посоветовал Яну отправиться домой и оказывать вперед своему благодетелю повиновение. Но, заметив, что его отеческий, преподанный о самыми благими намерениями совет не произвел на Яна должного впечатления, председатель тут же переменил тон и в резких словах осудил неподобающее поведение пастуха, напомнив ему о всех его порках. В заключение он добавил, что Ян должен почитать за счастье судьбу, приведшую его к таким порядочным и честным людям, как чета Крикумов.
Выслушав речь председателя волостного суда, Ян кратко и грубо спросил:
- Неужели я у вас никакой справедливости не добьюсь, а?
Слова эти вызвали изумление среди судей. Председатель суда, который мог позволить себе больше, нежели другие, стал колотить кулаком по столу с такой силой, что доски затрещали.
- Черт возьми! Сию же минуту убирайся домой, паршивец! - свирепо завопил он. - Иначе я тебе покажу, что значит Безумнек.
- Ого! Я тебя знаю давно, ты...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.